Ирина Калинина
Мастер-класс с учащимися 3 класса «Танграм — китайская головоломка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Делай как мы… Сделай лучше нас "
по теме: «Танграм-китайская головоломка»
Цель: повысить мотивацию учащихся к использованию геометрических головоломок.
Задачи: ознакомить учащихся с приемами использования головоломки Танграм,
создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии.
Публикация «Мастер-класс с учащимися 3 класса „Танграм — китайская головоломка“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Кит. Конструирование, поделки
- Морские обитатели. Конструирование, поделки
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Танграм, головоломка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Форма проведения мастер-класса : с учащимися 3 класса, ОД с элементами презентации +практическая работа.
Оформление: презентация по теме мастер-класса, методические материалы.
Материалы для работы: головоломка «Танграм»
Демонстрационный материал: презентация «Танграм – китайская головоломка»
Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть.
Целевые установки.
- Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня хотела бы открыть для вас очень увлекательную игру-головоломку. Надеюсь, эта игра вам понравится. Итак, называется игра…
слайд 3 Танграм
слайд 4 Выберите высказывание, которое соответствует вам
- Впервые слышу о танграме
- Слышал название, но не знаю что это такое
- Знаю, что такое танграм
II. Теоретико - демонстрационная часть.
слайд 5 Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».
- А почему именно «семь дощечек мастерства», вы сами поймете и сделаете вывод после просмотра нескольких слайдов.
Существует несколько легенд, связанных с возникновением танграма.
слайд 6 Легенда первая. Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
слайд 7 Легенда вторая. Почти 4000 тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился наследник Лао. Император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
слайд 8 Появление танграма на западе относят к началу 19 столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и храниться в ньюрской библиотеке и принадлежал Эдгару По.
слайд 9 Танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, упражняя свое терпение и находчивость.. Бонапарт проявлял необыкновенную работоспособность и трудолюбие.
слайд 10 Так, что же такое танграм? Попробуйте дать определение танграму. Танграм -это геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – два больших треугольника, два маленьких треугольника, маленький квадрат и четырехугольник.
слайд 11 Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…
слайд 12 Как же играть в эту игру, которая помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Правила игры таковы:
• В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
• При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга.
• Элементы фигур должны примыкать один к другому.
• Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
- В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
слайд 13 Типы задач, решаемых танграмом.
1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.
2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.
3. Самостоятельно создавать свои простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.
III. Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер класса.
(раздаю квадратики с разделенными фигурами для разреза, дети разрезают фигуры, работают по группам)
слайд 14 Попробуйте самостоятельно собрать 1группа - синюю фигуру, 2 группа – красную фигуру. На что они похожи?
-Вызвало ли затруднение при построении этого танграма? (нет)
-Почему? (складывали рисунок по контурному рисунку)
слайд 15 - А теперь попробуйте самостоятельно собрать все серую фигуру. Чья команда соберет быстрее.
- Как складывали эту фигуру? (были трудности)
- Почему? (рисунок со сплошной заливкой)
слайд 16 Проверим.
слайд 17 Хорошо. А теперь давайте придумайте историю и создайте композицию от группы. На слайде я дала вам в помощь группы фигур. Приступаем к работе.
Презентация своих работ.
слайд 18 Как вы думаете, где еще может быть применим танграм? (ответы детей)
слайд 19 Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.
слайд 20 Закончить наше занятие хотелось бы словами американского психолога Говарда Граднера: «Очарование танграма таится в простоте материала и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью”
IV. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
-Понравилась вам предложенная игра?
-Будете вы в нее играть дома?
-Научите этой игре других?