Татьяна Захарова
Декоративное рисование «Украшение фартука элементами чувашского орнамента»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративное рисование
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ: «УКРАШЕНИЕ ФАРТУКА ЭЛЕМЕНТАМИ ЧУВАШСКОГО ОРНАМЕНТА»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Вызвать интерес к чувашскому искусству. Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения узора, технику ее выполнения. Познакомить детей с тем, что каждый узор говорит о чем-то.
Развивающие задачи:
Публикация «Декоративное рисование „Украшение фартука элементами чувашского орнамента“» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Фартук
- Фартук. Украшаем, рисуем, клеим
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Развивать у детей внимание, воображение, любознательность и взаимопомощь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к труду чувашских умельцев, любовь и уважение к своей республике и народу.
Предшествующая работа:
Просмотр альбома о чувашском искусстве
Чтение книги М. Юхма «Белые ключи»
Рисование чувашского орнамента на полоске
Аппликация по мотивам чувашского орнамента «Салфетка», «Полотенце»
Материалы и оборудование:
Куклы в национальных костюмах
Образцы орнаментов
Изделия с чувашскими вышивками
Силуэты фартуков
Фломастеры
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре автобус
Мультимедийная установка
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети вместе с воспитателем становятся в круг
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем на право,
А теперь пойдем на лево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
Путешествовать пойдем.
Воспитатель обращается к детям:
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет! (П. Хузангай)
Воспитатель: Правильно, это чувашский народ. Мы с вами живем в Чувашской Республике «Ч вашен». Ребята давайте мы с вами вспомним как называется столица нашей республики (ответы детей Чебоксары).
Воспитатель: Ребята к нам сегодня должна прийти необычная гостья, чтобы ее встретить нам надо сесть на стульчики. (Дети садиться перед мультимедийной установкой. На экране появляется кукла в чувашском национальном костюме и здоровается с детьми на чувашском языке.
Кукла Нарспи: Сывл х сунат п, ачасем- здравствуйте дети.
Воспитатель: Дети сегодня у нас в гостях кукла Нарспи. Посмотрите, какая она нарядная. (Рассматривание наряда Нарспи)
Кукла Нарспи: Ачасем, эп сире Шупашкара ул реве ч нет п -Ребята я вас приглашаю в путешествие по Чебоксарам.
Воспитатель: Вы готовы к путешествию? Тогда мы с вами садимся в автобус (на экране появляется изображение автобуса и дети едут под музыку).
Воспитатель: Ну вот мы свами и приехали в нашу столицу. Это Чувашский государственный театр оперы и балета. Нарспи нас приглашает посмотреть концерт, где артисты споют нам чувашские песни и покажут танцы. Просьба всем занять свои места в зале (Дети садиться перед мультимедийной установкой)
Репертуар концерта:
Хоровод «Яблочко»
Песня «Линка, линка»
Игра на инструментах
Воспитатель: Ребята вам понравилась выступление артистов? Как красиво звучит чувашский язык, и как богат наш народ своими песнями и плясками. Наше путешествие продолжается просьба занять места в автобусе (на экране появляется изображение автобуса и дети едут под музыку).
Воспитатель: Вот мы и доехали до художественного музея (на экране появляется изображение художественного музея) Нарспи приглашает нас туда зайти.
Кукла Нарспи: К р р ачасем.
Воспитатель: Как чудесно в этом музее! Как красиво! Как много прекрасных вещей! Недаром Чувашию называют краем сто тысяч вышивок. Одной из лучших вышивальщиц народная молва величает девушку Таислу. Таислу –значит, красавица утренней зари.
Послушайте народную легенду о вышивальщице Таислу.
Пришло время выдавать Таислу замуж. По обычаю, невеста должна показать людям свои вышивки, что бы все узнали какая она мастерица. Собрался народ полюбоваться мастерством рукодельницы, а любоваться и не чем. Стали шептаться старухи: «неумелые руки у невесты, счастья с ней жениху не видать». Улыбнулась Таислу, взяла холст, иглу, нитки и на снежно белом холсте появились узоры. И все увидели солнечный день, бескрайние поля, зеленую траву и цветы, красные как пламя. Вот какая мастерица была Таислу.
И сегодня чувашские мастерицы удивляют нас- так затейлив узор вышивок, ярки краски, так весело смотреть на творение искусных рук мастериц. Ребята подойдите поближе и посмотрите, в узорах вышивальщицы изображают все то, что нас окружает. Здесь мы видим и солнце, и землю, и горы, и воду. Так же мы можем встретить изображение животных, явление природы. Например, треугольники обозначают горы, ломаные линии –течение воды.
Ребята посмотрите внимательно на вышивки и скажите, какие цвета используют мастерицы в своих вышивках? (Ответы детей: красный, синий, зеленый, желтый и черный)
Воспитатель: Вам нравятся все эти вещи? Правда красиво? Вы бы хотели научиться так вышивать? В старину чувашских девочек обучали вышиванию с 4-5 лет, по этому они становились искусными мастерицами.
Воспитатель: Посмотрите, какие куклы в чувашских нарядах встречают нас. Это подружки Нарспи. Что то они грустные. Надо узнать из-за чего они грустят. Оказывается, у них нет такого красивого фартука как у Нарспи. Ребята порадуем кукол, нарисуем на память фартуки с чувашским орнаментом. Здесь есть даже мастерская со всеми нужными нам материалами. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Все хорошо подумайте, какой орнамент вы будете использовать для украшения фартука.
Самостоятельная творческая работа детей (По завершении работы педагог предлагает подарить свой фартук любой из кукол)
Кукла Нарспи: молодцы ребята. Вы порадовали моих подруг красивыми фартуками. Скажите мне пожалуйста, какие элементы вы использовали в своих работах, что они означают, какие цвета использовали? Понравилось ли вам наше путешествие? (Ответ детей)
Воспитатель: Ну что ребята, пришла пора поблагодарить Нарспи за интересное путешествие и попрощаться с ней.
Кукла Нарспи: И я с вами прощаюсь «Сыв пул р ачасем»
Воспитатель: Сыв юл Нарспи. Мы сейчас сядем в автобус и вернемся в наш детский сад. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка)
Литература
1. «Программа воспитания ребенка дошкольника» под руководством О. В. Драгуновой Чебоксары: Чувашское книжное издательство. 1995 - 231с
2. М. Юхма «Белые ключи». Москва: издательство «Малыш»,1988
3.«Чувашское народное искусство» Чебоксар: Чувашское книжное издательство. 1981, раздел «вышивка»