Юлия Дьячкова
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования
Декоративно-прикладное искусство
в системе художественного образования.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования» размещена в разделах
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Не случайно поэтому в Основных направлениях реформы современной ШКОЛЫ вопросам улучшения художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения уделяется большое внимание.
Коренные изменения во всех сферах современной жизни оказывают существенное влияние на развитие системы образования.
Одно из определяющих условий этого процесса - стабильная тенденция гуманизации образования, т. е. осознание индивидумом всей системы общественных отношений, основанных на фундаментальном исследовании, освоении мировой и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего.
Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и художественно-педагогического наследия человечества.
В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры.
Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному творчеству необходимо осуществлять с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей в младшем возрасте (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с более старшего возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.
Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного — крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.
При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — у т и л и т а р н о-б ы т о в у ю функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
Занятия искусства должны в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с прекрасным. В условиях современного художественного образования приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели м и р о в о г о д р е в а, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).
Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир.
Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.
Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению, от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.
Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчеркивать социальное положение человека, его роль в обществе.
Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.
Таким образом, из всего сказанного следует, что декоративно-прикладное искусство оказывает огромное влияние на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа, традициям своей страны, на развитие его творческих способностей.
Популяризация данного вида искусства возможна в условиях согласования усилий многих социальных субъектов: образовательных учреждений, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, традиционных религиозных организаций.
Список литературы:
1. Абдуллаев М. А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 174 с.
2. Абдулина А. А. Формирование умения воссоздать художественные образы в процессе чтения литературных произведений /1-3 классы/. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1977. - 18 с.
3. Абросимова А. А. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учебн. пособие по ПТУ 2-е издание, 1984. - 159 с.
4. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. -М. : Просвещение, 1985. -448 с.
5. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М. : Политиздат, 1989. - 333 с.
7. Акунова Л. Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий: Учебник для худ. пром. училищ и училищ прикладного искусства. -М. : Сов. художник, 1984. - 207 с.
8. Алексеева В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. -М. : Сов. художник. - 32.
9. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. -М. : Сов. художник, 1986. - 286 с.