МААМ-картинки

Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра

Ирина Андреевна Павлова
Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА В СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

учитель – дефектолог

Павлова И. А.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.

Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с расстройствами аутистического спектра являются особенности становления их коммуникативной сферы.

Публикация «Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Диагностика, обучающихся крайне затруднена из-за выраженных нарушений коммуникации, низкого уровня социальной адаптации и трудностей само регуляции.

Работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра можно разделить на этапы:

• первичный контакт.

• первичные учебные навыки.

• работа над указательным жестом «да», «нет».

• обучения пониманию речи.

• обучение экспрессивной речи.

Работая с такими обучающимися учителю – дефектологу необходимо усчитывать создание комфортных условий обучения для обучающихся с расстройствами аутистического спектра по следующие требования:

• создание положительного эмоционального контакта с учителем и другими учащимися.

• создание благоприятной атмосферы.

• организация неформальных контактов в перерывах между занятиями

• учет личностных особенностей обучающегося.

• организация учебного времени, использование стереотипов поведения.

В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра лежат группы коммуникативных навыков, наиболее полно отражающих специфические особенности развития этих обучающихся:

• проявление интереса к партнеру (выполнение наглядных или словесных указаний, простых инструкций, произнесение слов или фраз в ответ на речь партнера, отклик на собственное имя);

• владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта, обмен взглядами, длительный контакт глаз, использование жестов, мимических комплексов, пантомимики);

• владение вербальными навыками коммуникации (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами, использование местоимения «я»).

На основе выделенных компонентов, определив их как основные задачи работы, реализуется поэтапный процесс, включающий деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.

В своей работе наибольшей эффективности коррекционного процесса учителемдефектологом используются следующие принципы:

• принцип позитивности. Создание наиболее благоприятных зон эмоционального комфорта;

• принцип междисциплинарности и партнерства специалистов на всех этапах коррекционной работы;

• принцип семейной ориентированности, партнерства и сотрудничества специалиста и семьи;

• принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;

• принцип личностно-ориентированного подхода;

• принцип ступенчатость как преемственный переход от одного этапа работы к другому;

• принцип цикличности, как возращение к решению задач более ранних этапов коррекционной работы в случае качественно новых уровней улучшения состояния и развития обучающегося.

Главными задачами деятельности учителя-дефектолога являются :

• организация адекватной среды.

• организация визуализации времени.

• структурирование всех видов деятельности.

• преодоление неравномерности в развитии.

• организация режима коммуникативного общения.

сопровождение образовательного процесса.

• социально-бытовая адаптация.

В работе учителя – дефектолога эффективным является сотрудничество со специалистами (педагогом психологом, логопедом).Занятия (индивидуальные) с дефектологом, логопедом, психологом. Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПК.

Цель работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, педагога психолога, учителя-логопеда) с обучающимися с расстройствами аутистического спектра состоит в том, чтобы помочь ввести его в коллектив сверстников и образовательный процесс.

В своей работе учителю-дефектологу и специалистам необходимо осуществлять преодоление неравномерности в развитии обучающихся:

• преобладание наглядных средств преподнесения материала;

• рациональное дозирование информации;

• адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;

• использование адаптированных текстов;

• вариативность уровня сложности заданий и др.

При работе с такими обучающимися очень важно тесно и продуктивно взаимодействовать с семьями обучающихся. В работе с семьёй применяются современные образовательные технологии, привлекая родителей в участие в межшкольных мероприятиях. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, необходимо активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности, обучающихся с расстройствами аутистического спектра в получении информации.

Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение обучающихся с расстройствами аутистического спектра и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Игровые технологии— используются все виды игр не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но ив непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе. Также, важным является и организация пространственно-предметной развивающей среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, делая новые маленькие и большие открытия, успехи, достижения. Дефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной деятельности, речевого развития, на социальное развитие, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на формирование навыков коллективного взаимодействия, на развитие предпосылок социальной адаптации. Правильно построенная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решать поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей каждого обучающегося и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих обучающихся, сотрудничество со специалистами является залогом успеха учителя - дефектолога в работе.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 18 июля 2023 в 13:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреевна Павлова (УИ 2838273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД