Ирина Андреевна Павлова
Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА В СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
учитель – дефектолог
Павлова И. А.
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.
Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с расстройствами аутистического спектра являются особенности становления их коммуникативной сферы.
Публикация «Деятельность учителя-дефектолога в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Диагностика, обучающихся крайне затруднена из-за выраженных нарушений коммуникации, низкого уровня социальной адаптации и трудностей само регуляции.
Работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра можно разделить на этапы:
• первичный контакт.
• первичные учебные навыки.
• работа над указательным жестом «да», «нет».
• обучения пониманию речи.
• обучение экспрессивной речи.
Работая с такими обучающимися учителю – дефектологу необходимо усчитывать создание комфортных условий обучения для обучающихся с расстройствами аутистического спектра по следующие требования:
• создание положительного эмоционального контакта с учителем и другими учащимися.
• создание благоприятной атмосферы.
• организация неформальных контактов в перерывах между занятиями
• учет личностных особенностей обучающегося.
• организация учебного времени, использование стереотипов поведения.
В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра лежат группы коммуникативных навыков, наиболее полно отражающих специфические особенности развития этих обучающихся:
• проявление интереса к партнеру (выполнение наглядных или словесных указаний, простых инструкций, произнесение слов или фраз в ответ на речь партнера, отклик на собственное имя);
• владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта, обмен взглядами, длительный контакт глаз, использование жестов, мимических комплексов, пантомимики);
• владение вербальными навыками коммуникации (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами, использование местоимения «я»).
На основе выделенных компонентов, определив их как основные задачи работы, реализуется поэтапный процесс, включающий деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.
В своей работе наибольшей эффективности коррекционного процесса учителем – дефектологом используются следующие принципы:
• принцип позитивности. Создание наиболее благоприятных зон эмоционального комфорта;
• принцип междисциплинарности и партнерства специалистов на всех этапах коррекционной работы;
• принцип семейной ориентированности, партнерства и сотрудничества специалиста и семьи;
• принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;
• принцип личностно-ориентированного подхода;
• принцип ступенчатость как преемственный переход от одного этапа работы к другому;
• принцип цикличности, как возращение к решению задач более ранних этапов коррекционной работы в случае качественно новых уровней улучшения состояния и развития обучающегося.
Главными задачами деятельности учителя-дефектолога являются :
• организация адекватной среды.
• организация визуализации времени.
• структурирование всех видов деятельности.
• преодоление неравномерности в развитии.
• организация режима коммуникативного общения.
• сопровождение образовательного процесса.
• социально-бытовая адаптация.
В работе учителя – дефектолога эффективным является сотрудничество со специалистами (педагогом психологом, логопедом).Занятия (индивидуальные) с дефектологом, логопедом, психологом. Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПК.
Цель работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, педагога психолога, учителя-логопеда) с обучающимися с расстройствами аутистического спектра состоит в том, чтобы помочь ввести его в коллектив сверстников и образовательный процесс.
В своей работе учителю-дефектологу и специалистам необходимо осуществлять преодоление неравномерности в развитии обучающихся:
• преобладание наглядных средств преподнесения материала;
• рациональное дозирование информации;
• адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;
• использование адаптированных текстов;
• вариативность уровня сложности заданий и др.
При работе с такими обучающимися очень важно тесно и продуктивно взаимодействовать с семьями обучающихся. В работе с семьёй применяются современные образовательные технологии, привлекая родителей в участие в межшкольных мероприятиях. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, необходимо активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности, обучающихся с расстройствами аутистического спектра в получении информации.
Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение обучающихся с расстройствами аутистического спектра и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Игровые технологии— используются все виды игр не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но ив непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе. Также, важным является и организация пространственно-предметной развивающей среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, делая новые маленькие и большие открытия, успехи, достижения. Дефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной деятельности, речевого развития, на социальное развитие, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на формирование навыков коллективного взаимодействия, на развитие предпосылок социальной адаптации. Правильно построенная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решать поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей каждого обучающегося и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих обучающихся, сотрудничество со специалистами является залогом успеха учителя - дефектолога в работе.