Инна Гаманова
Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность творческой мастерской:
«Библиотека
как элемент образовательной среды ДОУ
направленный на социализацию ребенка»
Социальный педагог Гаманова
Образовательная деятельность :
Публикация «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Книга — добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Дошкольники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Необходимо присутствие книги в разных областях деятельности детей, чтобы они имели возможность чаще общаться с ней, могли развивать свои литературные интересы. Поэтому одна из задач в рамках деятельности экспериментальной площадки по теме «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ и ОУ, направленный на социализацию ребенка»— воспитание интереса ребенка к книге. Эта работа проводится в несколько этапов
1-й этап. Образовательный
Этап включает анализ:
• уровня представлений детей о книге и ее значении в жизни людей (Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»)
• работы с родителями (анкетирование родителей по теме «Ребенок и книга»)
• Организация читательского клуба «Вместе с книгой мы растем»
Участники читательского клуба: дети групп дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель работы: воспитание интереса и любви к книге.
Задачи:
1. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к художественной литературе, с разными видами домашнего чтения.
2. Формирование у детей нравственных представлений, личностных качеств, развитие творчества через общение ребенка с книгой.
3. Создание совместных творческих проектов детей, родителей, педагогов.
В ходе нашей работы проводятся консультации, открытые занятия с участием родителей и рекомендации по организации домашнего чтения, систематическое оформление информационного стенда для родителей.
Широко используется такая форма работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещаемый на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей, гостей. Воспитанники и их родители - активные участники конкурсов:
- конкурс самодельной книги «Сделаем книгу сами, своими руками».
- конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».
- конкурс художественно – прикладного творчества «Мастерим книжную закладку».
Проведены следующие занятия с дошкольниками:
- «Книжное царство»- экскурсия в библиотеку, в результате которой дети получили понятие о библиотеке, абонементе и читальном зале; узнали, как самому выбрать книгу, как записаться в библиотеку, просмотрели презентацию «Как Катя в волшебном лесу клад искала», которая помогла им закрепить полученную информацию. Далее праздник продолжился выступлением агитбригады по правилам дорожного движения.
- «Чтобы книгу сохранить – надо бережным с ней быть».– библиотечный урок, на котором дети подготовительной группы познакомились с историей создания письменности и книги, узнали о правилах обращения с книгой, поучаствовали в викторине «Путешествие по волшебному миру». Учащиеся 6 класса инсценировали басню М. Ильина «Две книжки». Группе был вручен пригласительный билет в библиотеку, памятки о сохранности книги.
- Конкурс художественно – прикладного творчества «Мастерим книжную закладку».
2. Методическая деятельность
С целью изучения вопроса и обмена педагогическим опытом проводились следующие мероприятия:
- Проведение открытого интегрированного урока история +библиотека «Недаром помнит вся Россия»
- Организация консультативных семинаров по теме «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ и ОУ, направленный на социализацию ребенка».
-Создание памяток, буклетов, листовок о сохранности библиотечного фонда, о правилах пользования библиотекой и другой мультимедиа – продукции.
-Составление списка литературы для подготовительной группы
Понятие «читатель» по отношению к дошколятам в значительной степени условно. Общение с книгами у этих детей происходит несколькими способами: ребенок слушает чтение книги родителями, библиотекарем, самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям, либо взрослый читает вслух и одновременно показывает иллюстрации. Этот начальный, подготовительный период имеет большое значение, так как уже в дошкольном возрасте формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Результат деятельности:
1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- находить разные способы решения проблемных ситуаций.
2. Развитие способности к созданию задуманного продукта.
3. Совершенствование уровня накопленных практических навыков:
- находить нужный материал (в библиотеке, дома и т. д.);
- побуждать детей к сочинительству (сочинения, рассказы, стихи о книге);
- развивать художественный вкус, навыки дизайна (закладки).
4. Активизация речи.
5. Поддерживание интереса детей к деятельности сверстников, воспитание духа соревнования.
6. Воспитание бережного отношения к книгам.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
В рамках выполнения поставленных целей нами совместно с соцпедагогом и подготовительной группой №1был организован проект «Дети и библиотека».В рамках этого проекта дети нашей группы посещают краевую детскую библиотеку имени Екимцева и сотрудники библиотеки приходит к нам со своими мероприятиями.
При посещении библиотеки дошкольники за время этого путешествия выполняют несколько социальных ролей : путешественники, пешеходы, гости и т. д. наш проект был направлен на то чтобы сформировать у ребят основы социальной компетентности.
Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности ребенка, представлена в связи с решением межличностных проблем.
В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др., активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.
Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.
План совместных мероприятий
детской библиотекой
на 2016 - 2017 учебный год
№
п/п Мероприятия группы Срок
1 День Знаний. Театрализованный праздник ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
сентябрь
2 Творческая мастерская. Герои Екимцева оживают. ГОН 6-7 лет октябрь
3 Посвящение в читатели. ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
октябрь
3 Толерантность.
В дружбе наша сила. ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
ноябрь
4 День матери. Прекрасен мир любовью материнской ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
ноябрь
4 Казачья бывалочка. Казачьи игры, быт, фольклер. Сказки серого Терека
ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
декабрь
5 Интерактивные игры.
Мульти-пульти ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2 январь
Освобождение города
Ставрополя. Их именами названы улицы. ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2 январь
6 80 лет Лингрен. Играем в прятки с героями сказок. ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2 февраль
7 Кукольный спектакль.
Прогулки в природу. Леса Ставроплья. ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2 март
8 Книги живущие в фильмах. Театрализованное представление ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
апрель
9 Герои ВОВ. Наши мальчишки сражались со взрослыми рядом
ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
май
10 Книжки-малышки. Игровая программа ГОН 6-7 лет, ГОН 5-6 лет №1
ГКН 5-6 лет №3, ГКН 6-7 лет №2
Май, июнь