Наталья Соловьева
Использование «цветка успеха» как элемент развивающей среды и средство воспитания ребёнка.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование как элемент развивающей среды и средство воспитания ребёнка.
Готовя свою публикацию, я чётко понимала, что буду представлять свой опыт как для молодых педагогов, которые может быть и не встречались еще с таким материалом, так и для педагогов с огромным опытом работы, которые использовали аналогичное пособие для оценки деятельности детей, для обучения детей самооценке, для представления результатов обучения и развития детей родителям и даже для мотивации детей на различные виды деятельности.
Публикация «Использование „цветка успеха“ как элемент развивающей среды и средство воспитания ребёнка,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Использование данного пособия - не новость в педагогической среде. Но тот комплексный подход к использованию данного элемента в развивающей среде, который реализовали мы, я думаю может быть интересен для любого педагога.
Для нас «цветок успеха» оказался тем средством, которое позволило нам решить массу насущных проблем, с которыми мы столкнулись, когда 1 сентября по неким объективным причинам в нашу подготовительную к школе группу пришли дети из разных групп нашего детского сада, из других детских садов и дети, которые до этого момента не посещали детские сады.
Каких проблем?
- Отсутствие сплоченности в детском коллективе;
- Наличие у детей разного понимания правил «общежития» в условиях одной группы;
- Не знание нами индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Наличие «группировок» по принципу «Мы из одной группы».
Для начала мы пытались подобрать для каждой из этих проблем свой способ решения. Но очень быстро поняли, что у нас элементарно не хватит времени, если наши действия не будут объединены какой-то одной универсальной идеей. Как известно, все гениальное – просто! Так и нам пришла в голову гениальная идея использовать самый простой материал – «цветок успеха», который уже давно имел место быть в нашей группе. Но посмотрели мы на этот цветок несколько другими глазами и для детей его представили в новом ракурсе. Теперь для педагогов, детей и родителей «цветок успеха» стал объектом, демонстрирующим успехи и достижения детей по разным направлениям: это и культура поведения, это и коммуникативные навыки, это интеллектуальное развитие, и физическое развитие, и моменты нравственности.
Для детей, конечно же, все это звучало намного проще. Каждый цвет лепестка – это определенное направление.
Почему именно так? Потому что так придумали сами дети!
А то что они сами придумали, они, безусловно, приняли и направили все свои силы на достижение результата. А результат – это полный комплект лепестков цветика – семицветика к концу каждой недели. А можно ли этот комплект набрать за день? Конечно можно! Весь фокус в том, что их нужно не только набрать, но и суметь сохранить, потому что лепесток как дается ребенку по коллегиальному решению всех детей группы, так может быть и снят, если действия ребенка не соответствуют оговоренным нормам и правилам. Кто определил эти правила? Опять же сами дети, которые их не только обговорили, но и выразили в своих рисунках, которые стали очередным элементом развивающей среды.
Аналогичные альбомы, сформированные из рисунков детей есть по каждому лепестку.
В первую очередь ушла проблема незнания нами индивидуальных особенностей детей. Благодаря цветку мы сразу увидели пассивных и активных, замкнутых и открытых, разговорчивых и молчунов, самостоятельных и не очень. Проблемы «группировок» и отсутствие сплоченности решились одновременно и даже как то незаметно, потому что дети благодаря опять же цветку были поставлены в ситуацию необходимости постоянного общения. Проблема разного понимания правил «общежития» отпала еще на стадии обсуждения. И самым значимым во всем этом для нас, для педагогов, было то, что мы занимали чаще всего не авторитарную позицию диктующего воспитателя, а собеседника.
Мы предлагали своё – дети своё, мы высказывали свои идеи – дети свои, мы спорили (по доброму) с детьми – они спорили (по доброму) с нами. И в этом рождалась истина. Истина того, что дети вообще, а дети подготовительной к школе группы особенно, должны чувствовать себя хозяевами группы. Общение педагога с детьми должно быть на равных. Возможно, у кого то возникнет подозрение, что мы переоцениваем возможности детей и принижаем свою направляющую роль. Ни в коем случае! Просто, все действия педагога приобретают опосредованный характер : нет прямых указаний – есть советы, нет прямых запретов – есть сомнения в целесообразности тех или иных действий, даже нет прямых оценок – есть нацеливание детей на самооценку и на оценку действий своих сверстников. Бывают ли сбои? Конечно! Но даже в этом случае нет прямого недовольства со стороны воспитателя, а есть вопрос, на который ответят опять же сами дети.
Кроме того «цветок успеха» успешно помог нам решить задачи образовательного цикла. Например, для того, чтобы получить лепесток дети должны рассказать за что –монологическая речь, ответить на вопросы детей или сформулировать свой вопрос другу – диалогическая речь.
Найденное нами средство воспитания детей нашло отклик и у родителей. Вдохновленные результатами, многие из них и дома стали применять «Цветик – семицветик»!
3 года успешного использования данного элемента развивающей среды дают мне возможность с уверенностью рекомендовать «цветик – семицветик» как эффективное средство воспитания детей.