Екатерина Халина
Условия реализации основной образовательной программы До организация развивающей предметно пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА –
совокупность условий,
целенаправленных на всестороннее
развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т. д, материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Условия реализации основной образовательной программы До организация развивающей предметно пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Образовательные области по ФГОС :
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие. Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Требования ФГОС к предметно- развивающей среде :
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Социально-коммуникативное развитие –направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т. д. Примерные центры активности: центр сюжетно-ролевых игр Центр труда, уголок дежурств, Центр ПДД Центр пожарной безопасности.
Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д., о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др. «Познание» : чтение худ лит-ры, коммуникация, социализация, безопасность, музыка)
Книжный уголок –
«Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. Речевые загадки, пословицы и энциклопедии, художественная литература, занимательные уроки, дидактические игры (на карточках)
Направление: Социально личностное развитие
Игра - основной вид деятельности детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т. д. Интеграция: социализация, безопасность, чтение худ. лит-ры, познание, труд, физич. культура, здоровье
Художественно-эстетическое развитие
включает в себя -музыкальное, изобразительное, словесное искусство Интеграция: познание, чтение художественной лит-ры, коммуникация, труд, социализация, физкультура) Примерные центры: Центр изобразительной деятельности или уголок творчества, Центр музыкально-театрализованной деятельности. Представлено народными игрушками, различными книжками с потешками, песнями, играми.
Физическое развитие включает области «Физическая культура», «Здоровье»; Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность. Примерные центры: Центр физического развития. Центр сохранения здоровья. Спортивный уголок.
Включает оборудование для двигательной активности, развития осанки, равновесия, вестибулярного аппарата и т. д. Например, доска для босохождения, боулинги.
Развивающая предметно-пространственная среда-максимальная реализация образовательного потенциала пространства материалов, оборудования, инвентаря.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
возможность общения и
совместной деятельности
детей и взрослых
(в том числе детей разного возраста);
возможность двигательной
активности детей;
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:
содержательно-
насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Насыщенность среды
(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей содержанию программы
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает
возможность изменений
предметно-пространственной
среды в зависимости :
от образовательной ситуации
от меняющихся интересов детей
от возможностей детей
ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает :
Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т. д.
Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Периодическую сменяемость игрового
материала
Появление новых предметов, которые
стимулируют игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую
активность детей
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, ширмы, маты и т. д.)
ДОСТУПНОСТЬ
среды предполагает :
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды
детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды :
Соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия.
Вывод:
организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
Создавая развивающую среду необходимо помнить :
Среда должна выполнять
образовательную
Развивающую
Воспитывающую
Стимулирующую
Организованную
коммуникативную функции.
Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.