Мария Гуляшкина
Деятельность педагога по созданию психолого-педагогических условий реализации образовательной программы ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной деятельности выстраивается воспитателем в соответствии с ФГОС ДО на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательный процесс осуществляется в течение всего дня в различных видах деятельности, по основным направлениям развития ребенка (социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому и физическому развитию, основан на принципах интеграции образовательных областей, а также с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Все виды деятельности организуются в игровой форме.
Публикация «Деятельность педагога по созданию психолого-педагогических условий реализации образовательной программы ДО» размещена в разделах
Ежедневно педагог создаёт атмосферу эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком ("глаза в глаза"). С уважением относится к воспитанникам, участвует в формировании и поддержке положительной самооценки. Всегда обращается к ребенку по имени, не скупиться на похвалу за действие, принятое решение, высказанную идею.
В группе организован уголок уединения, который отделяется от общего пространства ширмой. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума, рассмотреть книги, поиграть с любимыми игрушками.
В группе есть традиция: "Отмечаем День рождение". В течение дня дети вместе с воспитателем поздравляют именинника. В уголке "С Днем рожденья!", выставляется его фотография, дети готовят и дарят подарки (рисунки, поделки). Данная традиция вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, помогает ребенку самоутвердится в детском коллективе.
Для обеспечения комфортного эмоционального пребывания ребенка в ДОУ воспитатель в своей практике широко использует:
1) методы регуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей «Возьми себя в руки», «Стойкий солдатик», «Замри»;
2) ситуативные беседы, игровые ситуации, направленные на формирование здоровье сберегающего поведения при выполнении бега и прыжков, развитие самоконтроля: «Как правильно бегать (прыгать?», «Как правильно носить обувь?», «Хорошо – плохо»;
3) проблемно – практические ситуации, направленные на закрепление правил поведения для поддержания здоровья, поиск детьми путей выхода из сложившейся ситуации: «Как бы ты поступил?», «Незнайка в гостях», «Полезно ли говорить очень громко?», «Глаза – зеркало души», «Не так, а как?», «Лучше не бывает»;
4) чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Г. Остер «Папамамалогия. Наука на всю жизнь», «Физкультура или семейная качалка», С. Михалков «Праздник непослушания», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Л. Толстой «Детям»;
5) интерактивная деятельность, (развитие умения входить в контакт со сверстниками, преодолевать негативные эмоции) представлена: «Поднимем друг другу настроение»; «Порадуйся с товарищами»; формирование навыков конструктивного поведения: «Не досталась игрушка», «Испортился рисунок», Все сможем, все сумеем».
А также игры и упражнения для детей с затруднениями в общении: «Рукавички», «Сочиним историю», «Дракон», «Кто позвал?», «Мое настроение», «Веселое путешествие», «Дружная семейка», Морское путешествие»; игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «По кочкам», «Уходи, злость, уходи», «Грустно – весело», «Поссорились», «Совместный рисунок».
При построении образовательной деятельности воспитатель осуществляет личностно-ориентированный дифференцированный подход, исходя из интересов и возможностей каждого ребенка, учитывает социальную ситуацию его развития. Систематически стимулирует личностное развитие через построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками.
Все виды деятельности организуются с учетом особенностей и закономерностей развития детей, их потенциала и возможностей.
Для активного развития способностей детей воспитатель организует все виды деятельности с воспитанниками на основе партнёрских отношений - " взаимодействия и сотрудничества". В группе создана предметно-развивающая среда для общения, совместной деятельности детей и взрослого, в которой ребёнок имеет возможность самовыражения, вести игровую, познавательную, исследовательскую деятельность по интересам.
Для развития способностей и интереса детей к интеллектуальной деятельности воспитателем используются различные формы, методы работы, игровые технологии:
развивающие игры на развитие воображения, мышления: "Увеличение-уменьшение" (Что бы ты хотел при помощи волшебной палочки увеличить или уменьшить, "Оживи предмет" (эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, "Разными глазами" (опишите аквариум с точки зрения владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота, "Автобиография" (представь себя предметом, вещью или явлением и от его имени составь о нем рассказ, «Чудесный мешочек», «Разложи картинки», «Найди отличие», «Найди предмет»); дидактические игры («Кто где работает», «Какое время года», «Путешествие в лес»); - игры головоломки, загадки, ребусы, шарады, работа мелкой моторики., игры с игрушками, предметами; настольно-печатные игры (Лото, пазлы, домино); эксперименты, моделирование, исследования, наблюдения различного характера. Для развития мелкой моторики применяет в работе с детьми пальчиковую гимнастику автора Л. П. Савиной, использует упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами и перекатывания шестигранного карандаша. Для развития способностей и интереса детей к творческой деятельности использует элементы ТРИЗ. Развивает творческие способности через художественную деятельность : нетрадиционные формы изобразительной деятельности (ватной палочкой, пальчиками, ладошкой, ниткография, кляксография, оттиск, рисование по мокрому, рисование штампом, тычковое рисование, оттиск).
В своей работе воспитатель использует методики: И. А. Лыкова «Художественное воспитание «Цветные ладошки», Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Создана и используется папка передвижка «Золотые ручки».
Для развития творческих способностей использует такие формы как: речевые игры; сюжетно-ролевые игры; викторины, конкурсы, развлечения.
Для развития способностей детей к физкультурно - спортивной деятельности использует здоровьесберегающие технологии (нетрадиционное физкультурное оборудование изготовленное своими руками, игровой характер заданий и упражнений. Она ежедневно проводит оздоровительный бег (по методике В. Г. Алямовской, физминутки, подвижные и малоподвижные игры в весёлой стихотворной и игровой форме. После сна проводит гимнастику и закаливающие процедуры на ковриках закаливания. Организует проведение спортивных праздников, развлечений и досугов для детей и родителей.
В течение дня воспитатель создает условия для развития самостоятельности и инициативности детей в различных видах деятельности. В процессе продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) воспитатель развивает у воспитанников умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. (Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности в группе собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.) Большое внимание в работе воспитатель уделяет организации познавательно-исследовательской деятельности. В образовательный процесс включает занимательные опыты, эксперименты, которые вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.
Самостоятельность детей прививается также во время выполнения оздоровительных процедур. Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, оздоровительных ковриков, спортивных игр. Также предлагается им самим добавлять какие - то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом, пробуждается не только инициативность, но и интерес, развивается фантазия и мышление.
В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя без его помощи. В уголке "Мы дежурные" находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, в группе создана картотека с картинками детей, которые каждый день меняются.
В течение дня воспитатель систематически создает условия для проявления творческой инициативы детей, через организацию общения на определённые темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, творческие игры («Юные сыщики», «Бюро творческих идей», беседы и разговоры по интересам детей, диалоги («Как помочь товарищу?», предлагает ситуативные задачи («Вместе уберём игрушки», «Подскажи как это сделать», «Помоги найти», напоминания (опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты).
Воспитатель оказывает недирективную помощь в организации сюжетно-ролевых игр. Поддержка детской инициативы воспитателем заключается в предложении поиграть в новую игру, определении возможных ролей и развития сюжета для детского творчества. Таким образом, игровая деятельность детей пополняется разнообразными сюжетами и идеями (пожарные, почтальон, мастер маникюра, дрессировщик и т. д.). Систематическое пополнение предметно-развивающей среды группового пространства новыми предметами, побуждающими дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.) позволяют развивать у воспитанников любознательность и инициативность.