Алла Минбаева
«Дары Фребеля» в образовательной деятельности МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вам рассказать об опыте применения «Даров Фребеля» в образовательной деятельности нашего ДОУ. Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно (чуть больше двух лет), но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях и с удовольствием поделимся своим опытом.
Темочки:
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Первое к чему мы обратились начиная работать с дарами – художественно-эстетическое развитие. Ребята пробовали выкладывать картины с применением д. ф. в начале по образцу. Со временем, мы обратили внимание, что ребята начали активно фантазировать и стараться привнести что-то свое в процессе выполнения задания педагога и решили усложнять задания. Например : ребята закройте глаза и представьте, что вы оказались на природе. Какую картину вы увидели? Воспитанники, по желанию, делятся на команды или индивидуально выполняют задание.. Наши педагоги отмечают, что многим ребятам гораздо легче выполнить аппликацию сначала дарами, затем перенести на бумагу. Поэтому, со временем, практически каждое занятие аппликацией и рисованием мы стали начинать с выкладывания задания с помощью д. ф Наши ребята очень любят, когда мы используем № 7,№ 8, № 9 № 10 наборы в образовательной деятельности. С их помощью нам удается складывать различные сюжеты. Можно не стирать и не переклеивать, то что не понравилось, а просто взять и заменить одну форму на другую или поменять цвет!
Если говорить о речевом развитие, то здесь возможности д. ф также очень разнообразны. Например, мне очень нравится проводить с ребятами такое упражнение. Я раздаю мячики из набора №1( 3 мячика разных цветов, можно и больше, все зависит от фантазии и творческого подхода). Синий мячик – это стихи, оранжевый –пословицы, красный – приметы. Ребята, под музыку, передают мячики друг-другу, как только музыка остановилась, по цвету шарика дети выполняют задание. Тему я формулирую заранее. Например: зима. Значит стихи должны быть о зиме, пословицы – о зиме и конечно приметы наступления зимы. Очень интересная и познавательная игра. Ребята стремятся выучить больше стихов, сейчас уже знают много пословиц и поговорок. Удивляют родителей своими знаниями.
Или вот еще один прием, который я люблю применять во время занятия по развитию речи. «Волшебный мешочек». В начале занятия обсуждаю с ребятами тему будущего рассказа. Например, у нас на слайдах путешествие в тропический лес (так ребята захотели). Затем, в специальный мешочек складываются предметы из разных наборов и детям предлагается каждому, по очереди, достать один предмет. Но не просто достать, а придумать, что же это такое может быть (в контексте заявленной мною темы). И составить единый рассказ. Вам, конечно знаком этот прием. Но, поверьте на слово, даже взрослому человеку не просто быть в предложенной теме и составить связанный рассказ с предметами из д. ф.! Я убедилась в этом проводя мастер класс для педагогов в рамках методического обьяденения в нашем ДОУ. Но об этом чуть позже. Вот уж где приходится применять все свое воображение и словарный запас.
Нами отмечено, что с началом применения даров, в процессе развития речи, у наших воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи, повысилась общая грамотность, за счет желания блеснуть красноречием перед друзьями.
В социально- коммуникативном развитие хочется особо отметить применения нами д. ф. в процессе первичной адаптации малышей. Смело можем сказать, что дары помогают воспитателям 1 младшей группа гораздо быстрее адаптировать детей к жизни в детском саду. Разнообразные игры и задания на сплочение группы и знакомство ребят друг с другом и воспитателям. (на слайдах некоторые из них). Особенно эффективны – командные. («бусы дружбы», «колодец», самые любимые воспитанниками.) Упражнение «Бусы дружбы», особенно нравятся ребятам в моей группе. Воспитанники делятся на команды по 2 человека, задача ребят собрать бусы (например) чередуя красные шары и синие кубики (чем старше воспитанники, тем сложнее задание) Побеждает команда собравшая бусы дружбы первая. Это упражнение мы используем и в старших группах для воспитания командного духа.
Также хочется отметить, что ребята старших возрастных групп гораздо быстрее учат знаки дорожного движения с применением д. ф. Ведь, что бы запомнить мы их не просто называем, но и сразу выкладываем!
В физическом развитие мы активно применяем набор № 1. Мячики помогают нам тренировать ловкость, глазомер. У малышей, с их помощью, очень хорошо развивается координация движения, этот факт отмечает наш инструктор по физическому развитию. Мы применяем следующий прием: ребенок вытягивает руку и задает амплитуду руке по заданию воспитателя (в право, в лево, вперед, назад). Во всех группах выполняем зарядку для глаз следующим образом : воспитатель раскачивает мяч, ребенок следит за его движением только глазками. На слайдах.
Что касается познавательного развития, то особенных успехов мы добились в ФЭМП. Практически не одно занятие математикой не обходится без применения данного дидактического материала. (слайды). Разнообразный счетный материал ; изучение различных форм; понимание части и целого; логические задачи.
Наши ребята пытаются решать задачи дивергентного типа и в этом нам помогают д. ф., т. к. этому навыку сложно научить,но можно развить.
Чуть подробнее хочется остановиться на методическом обьеденение, которое прошло у нас в прошлом году.
Итак, в прошлом году, на базе нашего ДОУ было проведено методическое обьеденение, посвященное сенсорному воспитанию дошкольников. В рамках этого мероприятия, большое внимание было уделено «Дарам Фребеля», как уникальному дидактическому материалу, способствующему сенсорному развитию. Также слушателям было продемонстрировано открытое занятие в области познавательного развития (ФЭМП, «Путешествие на математические остров». Мы с моей коллегой подготовили и провели это занятие со своими ребятами, тогда еще воспитанниками старшей группы. Данное занятие проводилось с применением «Даров Фребеля», что помогло сделать его насыщенным и раскрыть все грани познаний наших воспитанников в области математики (формы, счет, решение логических задач).Наши ребята оказались на необитаемом острове и получили звуковое письмо от туземцев с разными заданиями. Что бы стать настоящими жителями острова нам нужно быть похожими на островитян! Для этого мы сразу изготовили ожерелья, используя различные формы и цвета, теперь мы настоящие островитяне (на слайдах). Что бы жить на острове, нам нужно придумать, как готовить пищу и где достать пресной воды. Наши сообразительные ребята придумали соорудить костер и построить колодец (на слайдах). По ходу строительства мы решали примеры, используя дары, как счетный материал и задачи на логику ( например : нужно найти клад с фруктами, какой дорого идти и как перебраться через ров, ручей). Конечно все препятствия в пути мы преодолевали используя «Дары Фребеля» каждый раз по новому. В финале ребят ждал вкусный сюрприз.
В заключение хочу сказать, что можно по разному относится к той или иной методике развития детей. На мой взгляд педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать из различных теорий положительный опыт, стараться применять его на практике, ведь только в этом случае понятно, что полезно, а без чего можно и обойтись. Удачи вам, уважаемые коллеги.