Екатерина Мутагарова
Педагогический проект «Дарим бумаге вторую жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Дарим бумаге вторую жизнь»
в рамках конкурса
Проектные технологии в образовательной деятельности ДОУ
«Бережем планету вместе»
Участниками проекта являются Дети старшей группы, воспитатели, родители
Тип проекта :
• По ведущему методу: информационно-исследовательский
• По содержанию: ребенок и природа
• По характеру участия ребенка в проекте : педагогический проект
Публикация «Педагогический проект „Дарим бумаге вторую жизнь“» размещена в разделах
• По характеру контактов: внутри одной возрастной группы
• По количеству участников: групповой
• По длительности: среднесрочный 1 месяц
Актуальность проекта Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. Жизнь современного человека без бумаги была бы неполноценной. Бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам. Она везде и всюду сопровождает нас. Современный человек не мыслит себя без нее. Мы пишем, читаем, режем, рисуем, разглядываем картинки. Как известно, чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, альбомы и другие предметы из бумаги, необходимо загубить много деревьев. С каждым годом потребность человека в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются. Остаётся все меньше и меньше зеленого массива, а, значит, наносится большой вред окружающей нас природе. Если люди не будут контролировать уменьшение зеленых насаждений, то в скором времени атмосфера Земли станет непригодной для существования практически всех видов жизни. Поэтому важно каждому из нас научиться бережно, относиться к лесу. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.
Утилизация макулатуры имеет большое значение, так как её применение позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).
Проблема:
Низкий уровень сформированости у воспитанников ДОУ нравственного качества бережливость.
Расточительное отношение детей к природным ресурсам подтолкнуло нас к выбору темы проекта «Дарим бумаге вторую жизнь». Ведь в свободной деятельности дети очень любят рисовать, раскрашивать, вырезать, мастерить поделки из бумаги, но в тоже время очень не бережно относятся к бумаге. В группе ежедневно накапливается большое количество бумажных отходов, которые попросту выбрасываются.
Мы подумали, если ребята более подробно узнают, как делается бумага, из чего и как можно сделать «свою» бумагу, то они более бережно будут относиться к природным богатствам.
Цель проекта :
Создать условия для формирование экологической культуры, бережливого отношения к лесным богатствам, путем целенаправленной работе по экологическому воспитанию.
Задачи:
• Разработать планы мероприятий с детьми, направленные на повышение знаний по экологическому воспитанию
• Обеспечить непрерывное образование по экологическому воспитанию в системе ДОУ-семья
• Формирование предпосылок к самостоятельной экспериментальной деятельности через расширение знаний и представлений о бумаге, ее свойствах, возможности переработки и вторичного использования.
• Создать мини-музей из вторичного сырья, используя технику «папье-маше».
• Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольников, повышение профессионального мастерства.
• Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Ожидаемые результаты:
«По окончанию проектной деятельности педагоги :
- повысят свою компетентность в вопросах организации непосредственно образовательной деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
- разработают планы мероприятий с детьми, направленные на повышение знаний по экологическому воспитанию
- обогатят развивающую предметно-пространственную среду мини-музеем, что будет способствовать формированию экологической культуры у дошкольников.
План реализации проекта
№ п/п Мероприятия, или основные направления деятельности Сроки реализации мероприятий Деятельность педагогов Деятельность детей
1. Подготовительный этап проекта :
1 Анализ предметно развивающей среды 1 неделя
9-11 ноября Воспитатели группы стали обращать внимание, что в течение дня детьми используется много листов бумаги для рисования. Причем, дети зачастую рисуют маленький предмет на большом листе бумаги и не используют остальное пространство листа.
Проанализировав предметно-развивающую среду группы в зоне познавательной активности по ознакомлению детей с природными явлениями выявили, что в детском саду недостаточно материала для формирования у детей дошкольного возраста представлений об охране и сохранению природных богатств.
Возникла проблема и нам предстояло найти пути ее решения.
2 Подбор методической литературы 1 неделя
11-13 ноября Для решение проблемы воспитатели принялись подбирать наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей.
3 Анкетирование родителей и привлечение их к сотрудничеству 1 неделя
13 ноября Для привлечение родителей к проектной деятельности были проведены беседы, где объявили что в группе проводится проект «Сбережем планету вместе». Также среды родителей было проведено анкетирование «Вторичное использование бумаги».
Приложение 1
2. Основной этап проекта :
1 Беседа 2 неделя
16-17 ноября После изучение соответственной литературы с детьми были проведены беседы:
«Из чего делают бумагу?»,
«Виды бумаги».
Приложение 3
По итогам бесед было выяснено, что дети мало осведомлены о многообразии видов бумаги. Было решено подготовить коллекцию «Виды бумагу» и провести тематическое занятие по ее изучению.
Закрепление знаний об истории создания бумаги. Расширение знаний о многообразии бумаги.
Чтение художественной литературы 2 неделя
17-19 ноября Расширение знаний детей о бумаге по средствам чтение художественной литературы: Е. Хебнева «Книжка заболела», С. Михалков «Лист бумаги», А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», О. Колесова «Простой листок бумаги». Прослушивание художественной литературы
Рассматривание образцов бумаги 2 неделя
18 ноября Знакомство детей с коллекцией «Виды бумаги». Учить выделять характерные особенности каждого вида бумаги. Рассматривание
коллекции «Виды бумаги». Изучение образцов бумаги : бархатная, гофрированная, фольга, глянцевая, салфетка, газетная бумага, цветная бумага. Сравнение и выделение характерных особенностей каждого вида.
Экспериментально – исследовательская деятельность 2 неделя
20 ноября При сравнении образцов бумаги у детей возник вопрос, все ли виды бумаги можно использовать одинаково. Исходя из этого с детьми были проведены эксперименты: «Эксперименты с бумагой» (на примере бумаги и картона). Приложение 3
После экспериментов у детей остались обрезки которые не подлежали дальнейшему использованию на занятиях.
Воспитатель предложил изучить способы переработки макулатуры. Проведение экспериментов на примере бумаги и картона.
Просмотр видеороликов 3 неделя
23 ноября Просмотр видеоролика «Производство и переработка бумаги», «Изготовление бумаги в домашних условиях»
Просмотр видеоролика, изучение способов изготовления поделок из вторичного материала.
Продуктивная творческая деятельность детей.
3 неделя
24-26ноября
По итогам просмотра видеоролика. Было предложено использовать обрезки и макулатуру для изготовления поделок в группе. Детьми было решено сделать тарелки и готовые поделки подарить мамам или бабушкам. Изготовление тарелочки в технике папье-маше.
Приложение 4
Раскрашивание тарелки.
Приложение 5
Консультации 4 неделя
27 ноября Для приобщение родителей к теме проекта были созданы консультация «Берегите лес!».
3. Заключительный этап проекта :
Изготовление кукол в театральный уголок 4 неделя
30-3декабря Для закреплением полученного опыта воспитателями были созданы куклы в технике папье-маше для театрально уголка.
Приложение 6
2 Театральная деятельность 4 неделя
4 декабря Организация игровой деятельности детей в театральном уголке. Инсценировка русских народных сказок с использованием кукол папье-маше. Инсценировка сказок используя кукол изготовленных в технике папье-маше.
Итоги реализации проекта : Целью проектной нашей деятельности было формирование экологической культуры, бережливого отношения к лесным богатствам, путем целенаправленной работе по экологическому воспитанию, поэтому нашим продуктом стал мини музей из вторичного сырья в технике «папье маше».
Мы нашли новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома, в детском саду или выбрасываются в мусор - это изготовление поделок и бумаги. Ребята познакомились с историей возникновения бумаги ее свойствами, познакомились со способом ее производства. Научились создавать изделия в технике папье-маше.
Дети поняли главную экологическую задачу - использовать бумагу нужно экономно, так как её производство ведёт к глобальной проблеме – исчезновению лесов и загрязнению воздушного пространства Земли. Только усилия каждого человека могут повлиять положительно на бережное отношение к бумажному сырью, а использование вторичного сырья для получения бумаги поможет сохранению лесов, чистого воздуха.
Перспектива данного проекта : Осуществив цель нашего проекта, мы получили опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольников. Проект помог детям самостоятельно экспериментировать с бумагой путем изучения ее свойств
Педагоги повысили свою компетентность в вопросах организации непосредственно образовательной деятельности ДОУ по экологическому воспитанию. Создали куклы для мини-музей из вторичного сырья, используя технику «папье-маше».
Мы выяснили, что использованную бумагу можно перерабатывать для изготовления вторичной которая при этом сохраняет свои свойства. В дальнейшей работе мы планируем организовать изготовление поздравительных открыток из бумаги, полученной от вторичной переработки макулатуры.
Используемая литература:
• «Большая энциклопедия для дошкольников», «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г.
• «Энциклопедия для детей «Деревья», Москва, 2006г.
• Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2016г.
• Проснякова Т. Н. «Азбука мастерства», Москва, 2005г.
• «Оригами. Игрушки из бумаги», Новосибирск, «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995г.
• Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология – М. : Росмен, 1997.
• Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём»», Москва, 1998 г.