Получи документы

«Звуки [ж]-[з]». Конспект занятия по обучению грамоте в старшем возрасте

Туганбаева Александра Николаевна
«Звуки [ж]-[з]». Конспект занятия по обучению грамоте в старшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Звуки Ж — З.»

Задачи: учить детей различать звуки Ж и 3 по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять детей в различении звуков Ж и 3 на материале слогов, слов и

предложений; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки 3 и Ж; буквы 3 и Ж, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Работа над развитием дыхания и голоса.

«Цветок растет».

И. п. – ноги вместе, руки опущены вниз. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх – вдох через нос. Опускаясь на всю ступню, опустить руки вниз – выдох с произнесением «ух-х-х» (4-5 раз).

Фонетическая зарядка «Нюхаем цветы».

1) вдох носом – задержать дыхание – выдох: «Ах, как пахнет!»

2) вдох носом – задержать дыхание – выдох: «Ах, как чудесно пахнет!»

3) вдох носом – задержать дыхание – выдох: «Ах, как чудесно пахнет ландыш!»

А теперь сядет тот кто назовет слова со звуком X или Хь.

Массаж лица.

Представьте, что вы цветочки.

Солнышко лучами ласкает: лоб (поглаживающие движения); щеки (поглаживающие движения); подбородок (поглаживающие движения); шею (поглаживающие движения).

Развитие мимических мышц.

А теперь цветочки

радуются солнышку,

Радость.

Улыбаются ему, Веселье.

Вдруг набежала тучка Грусть.

Рассердились цветы на тучку!

Рассердились.

Тучка убежала. Радость.

Развитие артикуляционной моторики.

— Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти (Пальцы раздвинуты).

— Чистим нижние зубы (Кисть руки вращается синхронно с языком).

— Попеременное надувание щек (большой палец поворачивается в сторону языка).

Общее расслабление.

Посмотрите: мы — цветочки! (Руками над головой изобразить «цветок»).

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь немножко лени.

2. Объявление темы занятия.

Однажды комар и жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? А

теперь вы поделитесь на две команды. Первая команда будет произносить звук

комара, а вторая — звук жука. (По команде дети произносят звуки Ж и 3.

Эти два звука мы будем учиться различать сегодня на занятии.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Производится сравнительная характеристика звуков Ж и 3. При проведении

характеристики делается акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка

поднят вверх, а при произнесении звука 3 — упирается в нижние зубы.

Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?

Связь звуков и букв.

В каком домике живет звук Ж, а в каком З? На что они похожи.

Развитие фонематического слуха.

Найдите лишнее слово из произнесенного ряда

Жаба, жук, зуб, жадина.

Заяц, зоопарк, журнал, забор.

Развитие общей моторики.

Ёжик странный у Егорки –

На окне сидит в ведёрке.

Стоят, руки вдоль тела, только ладони – в стороны, широко раздвинув пальцы.

День и ночь он дремлет, Сидят, раздвинутые пальцы – на голове.

Спрятав ножки в землю. Обнимают руками ноги в коленях.

Развитие мелкой моторики.

Наши алые цветки

Соединяют вместе ладошки.

Раскрывают лепестки.

Медленно разводят пальцы в

стороны.

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет.

Плавные движения пальцами рук.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Соединяют пальцы, смыкая

ладошки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

Наклоняют сомкнутые ладони в

стороны

Дифференциация звуков в слогах.

Игра «Скажи наоборот».

Я буду произносить слоги со звуком 3, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.

За-за-за-за —.

Зу-зу-зу-зу —.

А теперь я буду произносить слоги со звуком Ж, а вы попробуйте заменить его

звуком 3.

Жи-жи-жи-жи —.

Жо-жо-жо-жо —.

Закрепление звука в словах.

Игра «Четвертый лишний». По наличию (отсутствию) звуков Ж и 3 в словах

выделить «лишнюю» картинку.

Коза, зуб, жук, береза. (Жук.)

Журнал, пожар, жираф, зонт. (Зонт.)

Указать место звуков Ж и 3 в вышеназванных словах. Поделить слова на слоги,

выложить графическую схему.

Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок.

За-за-за — у Маши зеленые глаза.

Жу-жу-жу — я на солнышко гляжу.

Зу-зу-зу — едет Ваня на возу.

Жа-жа-жа — сто иголок у ежа.

2. Итог занятия.

Произнесите звук жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи?

А чем они отличаются?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

«Зимние развлечения». Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине в старшем дошкольном возрасте«Зимние развлечения». Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине в старшем дошкольном возрасте Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Звуки [ж]-[з]». Конспект занятия по обучению грамоте в старшем возрасте
Опубликовано: 13 марта 2025 в 11:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуки [ж]-[з]». Конспект занятия по обучению грамоте в старшем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Туганбаева Александра Николаевна (УИ 797405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД