Елена Шевчук
Консультация для педагогов «Средства и методы формирования ОБЖ у детей с нарушениями интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях нашего учреждения обучение безопасному поведению обучающихся ложится на педагогический коллектив. Именно поэтому, нами педагогами, процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не должен сводиться к формированию у наших детей простой совокупности знаний и умений – необходимо развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия опасных ситуаций.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. При этом важно отметить, что безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
Важно не только механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
Педагоги не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
Развивать такие качества у детей как: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Нам, педагогам,необходимо стараться выстроить свою работу с детьми так, чтобы безопасный и здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью наших воспитанников.
Формирование безопасной жизнедеятельности у наших детей необходимо по следующим основным направлениям:
Безопасность на природе.
Безопасность на дорогах и улицах.
Безопасность с незнакомыми людьми.
Безопасность в чрезвычайной ситуации (при пожаре).
Безопасность собственного здоровья.
Работая по перечисленным направлениям, необходимо использовать самые разные методы, формы и приёмы, не забывая всё же, что безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы, часы («минутки») общения на самые разные темы «Как помочь сохранить себе здоровье», «Как правильно вести себя в автобусе?», «Вредные- полезные продукты»», «Безопасное поведение на прогулке», «Школьный травматизм», «Терроризм – угроза обществу»,) и т. д.
Инертность нервных процессов у детей с нарушениями интеллекта способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Коррекционное воспитание и обучение в данном случае педагог начинает с наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной развивающей среде, конструируя и реконструируя игровые ситуации безопасного поведения в различных сферах деятельности и общения. На всех этапах обучения и воспитания детей очень эффективной является беседа-обмен мнениями. При должном контакте с ребятами именно в такой беседе ненавязчиво, используя их негативный опыт, которым в такие минуты они охотно делятся, можно определить и коллективно проанализировать ситуацию, оценить правильность, а скорее, неправильность поведения и помочь разобраться, найти адекватный выход, которым они смогут воспользоваться в сходной ситуации.
Другие формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, которые можно использовать в работе:
конечно же, это презентации по самым разным темам. Такие как, например:
«Травматизм»,
«Здоровье-в пепел»,
«Питание»,
«Огонь ошибок не прощает».
Все эти презентации содержат много важной информации, убедительные факты, впечатляющие фотографии. В доступной форме они могут рассказать о проблеме и пути выхода из неё.
Трудовые формы работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ к которым можно приобщать наших детей (степень приобщения может быть разная, (от наблюдения за ежедневной уборкой до устройства клумбы). Также развитию трудовых навыков подчинен процесс уход за цветами, процесс работы в теплице и т. п. Здесь самое главное - соблюдать технику безопасности. Для этого необходимо знакомить детей с различными инструкциями (правилами соблюдения техники безопасности). Эти инструкции помогают воспитывать убеждение в том, что соблюдение правил ТБ при обращении с предметами домашнего и хозяйственного обихода снижает риск бытового травматизма; формирует умение прогнозировать развитие опасных ситуаций.
Игровые (досуговые) формы работы.
Игры на прогулке играют огромное значение в жизни детей.
Игры могут быть: спортивные, познавательные, конкурсные. Их основной целью является увеличение двигательной активности учащихся с целью оздоровления и укрепления организма. Они носят чаще игровой характер. В функции педагога обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без признаков утомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Известно, что дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах детской деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Нужно учитывать, что, увлечённые двигательной деятельностью, наши дети плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными.
Кроме того, проводятся экскурсии на природу, соревнования, где также важно соблюдение правил ТБ. Педагоги отвечают за безопасность детей в течении всей рабочей смены.
Наша задача – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье.
В группе необходимо проводить различные мероприятия, по соблюдению правил дорожного движения. Беседы «Осторожно красный свет», «Безопасное поведение на дорогах», «Как нужно вести сея в автобусе?» и т. д. Можно организовывать конкурсы рисунков и плакатов «Мы пешеходы», «Безопасный транспорт будущего», «Зима. Дорога. Опасность!»
Педагоги должны поддерживать тесную связь с инструктором по физической культуре и медицинскими работниками нашего учреждения. Следим за здоровьем детей! Учитывая медицинский аспект, в течении дня широко необходимо применять здоровьесберегающие технологии.
Для получения эффективного результата по формированию безопасного и здорового образа жизни очень важно создать в группепедагогические условия:
• создание положительной психологической атмосферы,
• непрерывность и вариативность форм и методов обучения,
• совершенствование профессиональной компетентности педагогов,
• организация работы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания.
Имеются аспекты травмоопасного поведения детей и подростков. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности.
Пусть не все мы специалисты в этой области, но, как педагоги, ежедневно стоим перед нашими детьми, и наше небезразличие к вопросам безопасности жизнедеятельности обязательно отзовётся в формирующейся личности подростков, знания, умения и навыки, и внимание к окружающему миру определят правильные стереотипы поведения и их деятельности.