Наталья Мозер
Проект «Всё о бумаге» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Вид проекта : исследовательский, информационно – творческий, групповой.
Продолжительность: с 09.01.2024г. по 25.04.2024 г.
Участники: дети, воспитатели, родители подготовительной группы
Актуальность проекта : Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это еще неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, можно смять, порвать и даже попробовать на вкус. Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течении дня. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Поэтому и возникла необходимость в создании проекта «Всё о бумаге», для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.
Публикация «Проект „Всё о бумаге“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Мы с радостью поддерживаем детскую инициативу, познавательную активность и любознательность детей, обогащаем их знания об окружающем мире, о свойствах и качествах вещей, ведь любая их заинтересованность ведет к развитию мышления. Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи. Проект позволит не только закрепить на практике теоретические знания о бумаге, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Проблема – Не экономное применение и использование бумаги влияет на экологию, как это исправить?
Гипотеза: Если бумага играет огромную и разнообразную роль в нашей жизни, то, как и где её можно научиться бережно применять, тем самым помогая сохранить и сберечь природу и окружающую среду.
Предмет исследования: бумага.
Цель: Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи:
Образовательные: Пополнить запас знаний, расширение представлений о бумаге, ее качествах и свойствах, и различных способах применения.
Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования. Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека.
Развивающие: Развивать умение делать выводы.
Активизировать творческое мышление детей
Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережного отношения к окружающей природе, к природным ресурсам, через рациональное использование бумаги. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Ожидаемый результаты: Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки : выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей. Повышение уровня экологической культуры. Обогащение предметно - пространственной среды группы. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности. Улучшение показателей познавательного и речевого развития. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.
Итоговое мероприятие: защита проекта детьми на экологическом форуме на РМО.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап :
• подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
• подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Виды бумаги»», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.
• подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
1 Этап подготовительный : мотивационный. «Проблемная ситуация»
Однажды дети в группе обсуждали проблему нехватки бумаги для свободного рисования. И случайно узнав, что бумага делается из дерева – были очень удивлены, ведь дерево твердое, а бумага мягкая. Несколько детей обратились к воспитателю группы с вопросами : Откуда берется бумага? Почему бумага рвется? Почему бумага промокает? Кто придумал бумагу?
Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том, откуда берется бумага, какая она бывает.
разработка (планирование) проекта
• Обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы
• Определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
• Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по теме проекта, создание альбома «Виды бумаги», выставка «Поделки из вторсырья».
2 Этап основной:
Вид деятельности Формы и методы работы
Игровая Словесные игры «Бывает – не бывает», «Бумажный, бумажная, бумажные», «Покажи и назови»
Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Песенка бумаги», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?». Определи на ощупь», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?»
С/р игры «Магазин бумажных изделий», «Сортировка мусора»
Двигательная Физминутка «»Выросли деревья в поле»
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение художественной литературы
Б. Жидков «Откуда пришла бумага?», «Сказка
о том, как делают бумагу»,
экологическая сказка «Зеленая бумага»
Рассказывание японской сказки «История бумажного комочка»
Коммуникативная Беседы Дерево – источник бумаги «Что нужно для производства бумаги», «Что такое макулатура», «Как макулатура спасает наши леса», «На чем писали, когда не было бумаги?», «История возникновения бумаги», «Современные технологии изготовления бумаги», «Вторая жизнь бумаги», «Бумага в жизни современного человека»
Ситуативный разговор «Чем пользовались люди, когда не было бумаги?», «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги» «Какой вред приносит окружающей среде – производство бумаги?» «Как уменьшить вред окружающей среде?»
Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
Изобразительная Аппликация «Прилетели птицы»
Конструирование Конструирование «Бумажная фабрика- современное производство»
Познавательно-исследовательская Опытно- экспериментальная деятельность «Мнем и режем», «Поверхности», «Способность впитывать воду», «Горение», творческий эксперимент «Поделки из газет». «Волшебная бумага», Сравнение бумаги Разрывание бумаги, Вода и бумага, Шуршащая или поющая бумага, Склеивание бумаги, Летающая бумага, Прочность бумаги, Сметание бумаги
Презентация «Как делают бумагу», «Откуда пришла бумага»
Просмотр мультфильмов: «Профессор Почемушкин. Изготовление первой бумаги», «Фиксики. Береги бумагу», «Бибигон. Как делают бумагу на производстве»
Взаимодействие с родителями:
• Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге.
• Сбор макулатуры
• Конкурс бумажных изделий и поделок из вторсырья.
• Проведение акции: «Сдай макулатуру – спаси дерево»
• Проведение акции: «Посади дерево»
• Консультация для родителей:
«Нетрадиционные техники работы с бумагой»
«Волшебный мир бумаги»
«Игры с бумагой для детей и взрослых».
3 Этап итоговый:
Защита и представление детьми проекта на РМО «Экологический Форум»
Заключение
1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.
2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.
3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале, широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.
4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.