Людмила Клименко
Cвязная речь детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают как начать и закончить описание.
При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:
1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:
Публикация «Cвязная речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах
зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).
часть, где дается общая характеристика предмета.
часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.
вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).
2. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * - холодный, ’’’ - колючий и др.)
3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:
Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.
Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете ( взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).
Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.
Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.