Зинина Юлия Сергеевна
Цветотерапия как инновационный метод работы по созданию эмоционального благополучия дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поэтому приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы является метод цветотерапии. Использование элементов цветотерапии на практике показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического, но и физического здоровья детей.
Публикация «Цветотерапия как инновационный метод работы по созданию эмоционального благополучия дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Метод цветотерапии интересен и очень эффективен, с успехом применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он позволяет составить портрет личности ребенка и определить его психофизиологическое состояние. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - так говорил выдающийся врач и психолог Макс Люшер. Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно применяется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека.
Современная наука цветотерапия подтвердила положительное влияние цвета на мозг ребенка, благодаря которому можно достичь значительных результатов в коррекции поведения детей, а также помочь им в управлении своими эмоциями. Цвет, при умелом его использовании, является мощным стимулятором полноценного развития дошкольника.
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что в целом его окружает. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка, как «спасательный круг» в любых критических ситуациях.
Он предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое, он динамичен и любознателен. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия помогает вернуть его в радостный мир детства. Каждый ребенок по-своему индивидуален, но выбор цвета определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша.
В целях обеспечения эмоционального благополучия детей в ДОУ необходимо создать комфортные условия для раскрытия личностной индивидуальности ребёнка, а также организовать каждому из них благоприятное общение в среде сверстников.
Дети очень впечатлительны, они требуют к себе очень бережного отношения, поэтому, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит много времени. Предпочтение отдаётся теплой цветовой гамме групповых помещений. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства,поэтому зонирование помещения проходит еще и с помощью цвета. Кроме этого, детей в группах окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, который они могут самостоятельно использовать. В уголках творчества для более широкого знакомства с цветом есть разнообразный материал: пальчиковые и акварельные краски, палитра для смешивания цветов, восковые мелки, цветной песок, оборудование для игровых ситуаций с цветом. Все это помогает дошкольникам познакомиться с основамицветоведения.
Для коррекционно-развивающей работы с применением цветотерапии используется разнообразный красочный демонстрационный, дидактический материал, подушечки для релаксации, цветные очки, ленты и полотна ткани, разноцветные массажные коврики. Из таких особенностей и складывается эмоциональное благополучие ребёнка, его уверенность в себе. Правильно подобранные цвета в окружающей обстановке помогут детям более активно общаться и взаимодействовать друг с другом.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения с окружающими. Поэтому вся работа в данном направлении строится на основе игры. Применяются следующие цветотерапевтические игры : «Волшебные краски», «Цветные коврики», «Разноцветные очки», «Нарисуем радугу», «Многоцветные бусы», «Яркие песчинки», «Водные фантазии», «Сказочный город», «Веселая полянка», «Разноцветные ниточки», «В волшебном лесу», «Нарисуй настроение», «Цветная палитра».Для интеллектуального и личностного развития ребенка, для коррекции его эмоциональной сферы используются «цветные» сказки («Красная сказка», «Желтая сказка», «Зеленая сказка» и др.). Часто такие сказки дети придумывают сами.
Данные игры и упражнения помогают скорректировать поведение детей, повысить познавательную и двигательную активность, учат управлять своими эмоциями, стабилизируют их эмоциональное состояние.
Простая на первый взгляд методика по применению различных цветов позволяет с успехом лечить у детей дошкольного возраста апатию, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для ребенка в процессе учебной деятельности. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность, а боязливому, плаксивому ребёнку добавить уверенности в своих силах.
Положительный результат в использовании метода цветотерапии можно достигнуть при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Цель совместной работы - не просто дать родителям информацию о том, как цветотерапия может сказаться на развитие ребенка в целом, нои привлечь их к совместной деятельности.
Использование инновационных форм в работе с семьей таких как :мастер-классы «Разноцветная игра», «Волшебный сундучок», акции - «Цветик-семицветик», «Раскрасим планету» детско-родительские тренинги «Цвет в жизни ребенка», «Яркие фантазии», организация «Цветных дней» в детском садуповышают компетентность родителей в вопросах цветотерапии как технологии здоровьесбережения и помогают устанавливать доверительные, теплые отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Применяемые формы и содержание работы в образовательном процессе, с использованием цветотерапевтического метода, дают ощутимый результат- нормализуют психоэмоциональный фон ребенка, успокаивают, улучшают поведенческие реакции в стрессовых ситуациях, настраивают на позитивный лад, развивают воображение и фантазию. Организация цветовой комфортной среды, применение игр по цветотерапии помогают устанавливать непосредственный контакт с детьми, корректировать их поведение, настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе, что благотворно влияет на эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников.
Считается, что цвет приспособлен для выражения эмоций и чувств, поэтому, мы, взрослые обязаны научить детей управлять ими, чтобы пробудить у ребенка позитивное отношение к окружающему миру.
Список используемой литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПБ. : Речь, 2006
2. Бреслав Г. Э. «Цветопсихология ицветолечение для всех». – СПБ. : Б&К., 2000
3. Люшер. М ; Цвет нашего характера; «Рипол классик»; «Вече», 2004.
4. Психология цвета : Теория и практика; Изд: Речь 2005.
5. Цветовая светотерапия. - М. : ИМЕДИС, 2001.