Ольга Пимонова
Цветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время с увеличением различных гаджетов и большой загруженностью родителей делами мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы. О влиянии искусства на жизнь и здоровье человека было известно давно. Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия является музыка. Цветовые воздействия на человека также хорошо известны. Объединив цвет и музыку, мы получили новое направление в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – цветомузыкальную терапию.
Публикация «Цветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ» размещена в разделах
4 слайд: История. Цветомузыкальная терапия появилась еще в 19 веке в Голландии и Великобритании в первых сенсорных комнатах.
5слайд: Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование –бескаркасные мебельные модули со светомузыкальным сопровождением, ароматические сенсоры, массажное и интерактивное оборудование.
6 слайд: Научные сведения: Спектр радуги совпадает с ритмами биотоков мозга и 7 музыкальными нотами.
• Красный цвет совпадает с самой низкой частотой (1,75-3,5 Гц) - дельта-ритмом энцефалограммы и нотой до.
• Оранжевый цвет - с тэтаритмом (3,5-8 Гц) и нотой ре.
• Желтый цвет соответствует ритму альфа-1 (8-10 Гц) и ноте ми.
• Зеленый - ритму альфа-2 (10-12 Гц) и ноте фа.
• Голубой - ритму бета-1 (12-25 Гц) и ноте соль. Синий - ритму бета-2 (25-35 Гц) и ноте ля.
• Фиолетовый - гамма-ритму (35-50 Гц) и ноте си.
Доктор медицинских наук, профессор В. В. Бутуханов (Иркутск) разработал компьютерную программу, позволяющую увидеть цветовую гамму ритмов мозга на экране компьютера и услышать музыку мозга. Получается своеобразная цветомузыка. Она строго индивидуальна, подобно отпечаткам пальцев. Оказывается, если записать на кассету в звуковой файл компьютера такую музыку в хорошем настроении, то затем при помощи этой музыки можно регулировать свое состояние, например, при хроническом стрессе, неврозе, воздействии шоковых факторов.
8 слайд: Рассмотрим понятия цвет и музыка отдельно. Цветотерапия – лечение цветом. Давайте рассмотрим влияние каждого отдельного цвета на психоэмоциональное состояние человека.
16 слайд: Музыкотерапия – лечение музыкой. На этом рисунке представлена взаимосвязь целительного воздействия определенного музыкального инструмента в отношении конкретных органов и систем организма человека (в скобках указано наиболее благоприятное время суток для музыкатерапевтического воздействия).
17,18 на этих слайдах представлена подборка классических произведений по их влиянию на психоэмоциональное настроение человека : для успокоения, снятия тревожности, уменьшение чувства тревоги, раздражительности, для снятия депрессии идр.
19 слайд: Здесь вы видите цветомузыкальную терапию, проходящую в нашей группе. Детям очень нравятся эти занятия, они с нетерпением ждут их и выполняют все с удовольствием.
20 слайд: Занятия проводятся в 10-11 часов, после прогулки, в самый пик активности детей, когда необходимо расслабиться. Релаксация проходит под спокойную, расслабляющую музыку, включается специальный светопроектор. Дети ложатся на коврики на спинку, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют.
21 слайд: Здесь вы видите различные комплексы для релаксации под цветомузыкотерапию : «порхание бабочки», «волшебный сон»и др.
22 слайд: Результаты. Несмотря на то, что цветомузыкальная терапия применяется у нас еще не долго, уже наблюдаются значительные, положительные изменения в психоэмоциональном состоянии детей : Снижение агрессивности Уменьшение конфликтов Улучшилась адаптация Уменьшилась тревожность, дети стали спокойнее Улучшились коммуникативные навыки Восстановление и сохранение психоэмоционального равновесия Улучшился сон Стала царить доброжелательная атмосфера в группе В дальнейшем мы планируем создать полноценную сенсорную комнату, приобрести мягкие бескаркасные модули, цветовые фонтаны из светодиодных шнуров и различные приспособления воздействующие на тактильные рецепторы.
23 слайд: Ну и как у всех лекарств у цветомузыкальной терапии есть противопоказания, будьте осторожны!
24 слайд: Практическое упражнение. (На экране – фотография моря, включается цветомузыка) Давайте продемонстрируем релаксационное упражнение «На берегу моря». Сядьте, пожалуйста, поудобнее на своих местах, забудьте про свои проблемы и расслабьтесь. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний вечер. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно.
Я слышу моря шум… прибой… И шелест пены на песке прибрежном. Волна беседует со мной И убаюкивает нежно. Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой, Расслабься, отдохни, услышь ты шум прибоя, Пусть тело отдохнёт, а с ним и ты, И все друзья, кто рядом здесь с тобою. Прислушайся к себе: тепло и свет Вольются в твои ноги, руки, шею, Тепло идёт по телу, в твою грудь… Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее… Мы волны слышим, тишина… покой… Лицо ласкает солнца лучик … Вот ветерок сюда к нам залетел, И отогнал за горы тучи. Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке… К вам силы вновь вернулись!. Пора вставать! Пора вставать! Как хочется, что б все вы улыбнулись!
Настроение становится бодрым и жизнерадостным, вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения бодрости на весь день.
Спасибо за внимание!