Ирина Мигранбаева
Цветные палочки Кюизенера как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цветные палочки Кюизенера как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.
Публикация «Цветные палочки Кюизенера как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.
Методика «Счетные палочки Кюизенера» используется для обучения математике и объяснения математических концепций. Они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Использование палочек позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Для реализации данной методики на практике представлен практический материал, способствующий формированию у детей представлений о множестве и числе.
Для проверки гипотезы проводилось исследование в старшей группе.
В исследовании принимали участие две одинаковые возрастом группы детей, каждая из которых насчитывала по двадцать два ребенка возрасте от 5 до 6 лет.
Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что использование цветных палочек Кюизенера по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня развития математических представлений.
На констатирующем этапе эксперимента проводилось диагностика двух старших групп детей (экспериментальной и контрольной) с целью выявления у них уровня математического развития перед началом эксперимента. Сроки проведения диагностики 1 неделя.
Полученные результаты при констатирующем эксперименте помогли сделать вывод, что уровень усвоения детьми знаний по развитию математических представлений у большинства испытуемых низкий, что говорит о необходимости его развития.
С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.
Формирующий эксперимент проходил в сроки с 26 ноября по 23 декабря. На данном этапе был составлен перспективный план работы.
Все этапы, отраженные в перспективном плане, реализованы и проведены в установленные сроки.
Дальше мы решили проверить результативность нашего опыта: эффективность использования палочек Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели контрольный этап исследования.
Сравнительный анализ ожидаемых результатов, проведенных в экспериментальной и контрольной группе, в результате контрольного эксперимента, показал, что воспитанники из экспериментальной группы, отличались от воспитанников контрольной группы. У воспитанников экспериментальной группы, с которыми в работе по ФЭМП использовались цветные палочки Кюизенера были выше показатели, отсутствовали показатели с низким уровнем. Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием цветных палочек Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков. [/b]