Галина Воронкова
Экологическое воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание младших дошкольников.
Воронкова Г. Л., воспитатель, ЧДОУ «Детский сад №75 ОАО «РЖД» г. Орел
Жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для нее источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека в природе и связано с низким образовательным уровнем населения. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы. А также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, уметь жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это следует с самого раннего детства.
Удивительный мир природы …Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься. Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой и художественной деятельности.
Однако далеко не все может быть правильно понятно детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления- знания ребенка об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи экологического образования.
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс- в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду: это уголки природы. экологическая комната, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, организация систематических наблюдений за природными объектами.
На занятиях по экологии используются различные формы обучения.
1. Специально подготовленные занятия.
2. Совместная деятельность воспитателя и дошкольников.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Экологическое воспитание-это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений. Нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояний растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом появляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе. Накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Дети- существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, а не от непонимания последствий. Чаще всего ребенок ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор просто не знает, к чему это приводит, для него подобные действия просто развлечение.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира. Нужно помогать им открывать больше тайн живой и неживой природы.
Начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже в младшей группе. В этой группе детей нужно учить различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познакомить с их главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и. п.) получить первоначальные представления о возможном взаимодействии с ним. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание психофизиологических особенностей детей этого возраста. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя. Охотно повторяют за ним слова и действия.
Это и подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно экологическому воспитанию детей в младшем дошкольном возрасте, поэтому я выбрала тему моей работы: «экологическое воспитание у младших дошкольников».
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование у детей первоначальных представлений о живых объектах, их принципиальном отличии от предметов (неживого объекта); развитие элементарных умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях- это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного взаимодействия с живыми существами. Работу с детьми по экологическому воспитанию 3-4лет строю на использовании известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев вызывает положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помогают формированию реалистических представлений о них. Поэтому четко нужно различать, где сказка, а где правда, и правильно отражать это в речи- не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.
Важное место в работе с детьми занимает игра - несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Наряду с игрой в экологическом образовании использую и такие виды деятельности, как познавательско - исследовательская, продуктивная, проектная. В настоящее время в практике работы широкое распространение получили экологические игры.
В своей работе по экологическому воспитанию детей в детском саду использую различные методы, они разнообразны: это наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы); экспериментальные (опыт). Все методы классифицируются на две группы – это знакомство детей с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.)
Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дети выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
Большинству проводимых наблюдений придаем экологический характер, включая вопросы, направленные на выявления связей наблюдаемого объекта (растений, животных, с другими представителями живой природы. Например; наблюдение за птицей. Задаем детям вопросы: что эта за птица? Какие у нее перья, ноги? Как птица двигается? Как человек оказывает зимующим птицам помощь? – послушать их пение. При наблюдении за деревом предлагаем ребенку провести ладошкой по стволу (ствол гладкий или шероховатый, при наблюдении за травяным покровом – потрогать травку (она шелковистая).
Интересная и полезная форма работы - это привлечение детей к систематическим наблюдениям и сравнениям. Например, после появления листочка, бутона, цветка с детьми рисуем растение с натуры, через некоторое время сравниваем и определяем произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному развитию.
Привлекаем детей к выращиванию растений в уголке природы или на участке детского сада, этот вид деятельности является продуктивным. Продуктивным является потому, что дети создают продукт- растение, получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта. В котором представление о предмете получают материальное воплощение в рисунке, конструкции, например, рисуем божью коровку, природу осенью, лепим белку и в процессе этой работы педагог формирует отношение к изготавливаемым объектам. Что относится к сфере экологического воспитания.
Понятие «экологическое образование детей» рассматривается в научных работах Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. и др. где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанной на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно - практического компонентов.
В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления». Это позволило прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания детей ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно- правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы.
Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники и в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.
С любовью к родной природе начинается любовь к Родине.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь, сохраняя любовь к своему родному краю.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. –М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2012.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
3. Николаева. С. Н. Ознакомление с миром природы в младшей группе детского сада. МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2016.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. Н. А- Рыжова-М. Карапуз. 2009.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду в младшей группе. МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2017.