Раиса Занкевич
Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Развитие ребёнка зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.
Дошкольное детство – особый период в развитии мышления. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер. Зачастую ребёнок принимает видимое за сущность явления. Познание мира, включённое в активную деятельность ведёт к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах.
Публикация «Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Итак, мир встаёт перед ребёнком полный проблем, загадок и волшебства. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как он участвует в их решении, мир ребёнка богатеет до бесконечности, беспредельно. Правильное создание предметно-развивающей среды – неоценимая помощь ребёнку в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с проблемами в интеллектуальном развитии, в частности детей с задержкой психического развития.
Ведущим расстройством в психологической картине несформированности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития является низкая способность к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, нарушение темпа, подвижности психических процессов, недостаточность памяти, внимания, ряды корковых функций. Исследования педагогов, психологов показало, что мышление детей конкретно, если детям дают знания. Но если давать знания о простейших связях между предметами, о закономерностях этих связей, дети с задержкой психического развития начинают не только усваивать их, но и учатся использовать в собственных суждениях. И. как следствие, интересы и знания детей расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Но для того, чтобы все знания не просто загромождали память ребёнка, а способствовали развитию мышления, обучение должно проводиться особым образом. Этому способствует правильно организованная предметно-развивающая среда.
Задачи проекта.
I. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мыслительных процессов и коррекции имеющихся нарушений у детей с задержкой психического развития.
II. Использование предметно - развивающей среды для создания предпосылок к развитию всех видов мышления :
формирование целенаправленной эрудитной деятельности в
процессе выполнения практического и игрового заданий.
III. Использование предметов и пособий развивающей среды в формировании способов ориентировки и способов её выполнения:
формирование метода проб и ошибок;
включение речи в процесс решения познавательных задач.
IV. Построение модели общего и индивидуального коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в развитии мысли тельных процессов;
V. Использование единства диагностики и коррекции развития ребёнка.
Приоритетные возрастные задачи.
I. Первый год пребывания в группе ребёнка 5 – 6 лет с задержкой психического развития :
переход к новым отношениям с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативной деятельности;
накопление опыта развития наглядно-действенного мышления;
формирование и расширение представлений о предметах, их назначении, свойствах и качествах;
развитие самостоятельности;
формирование правильной самооценки.
II. Второй год пребывания ребёнка 6 – 7 лет с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности:
на основе развитых компонентов наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного и логического мышления;
усиление познавательной активности ребёнка с ЗПР;
развитие и обогащение сенсорных эталонов;
развитие речевой активности;
развитие эталонов действий, свойств, последовательностей и использованием их в познавательной деятельности;
использование в развитии мышления технических средств, тетрадей на печатной основе, организации экспериментирования, песочной терапии;
формирование адекватной самооценки.
Вид проекта - длительный
Участники проекта - дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития, педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели, родители.
Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Предметно-развивающая среда это предметное наполнение функциональных помещений в группе, которое влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно.
Функции, которые выполняет предметно-развивающая среда в развитии мышления :
Информативная. Разнообразие предметов несёт определённые знания об окружающем мире.
Развивающая. Разнообразие предметов служит для всестороннего развития ребёнка.
Коррекционная. Правильно организованная развивающая среда способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии мышления у ребёнка с задержкой психического развития.
Принципы построения предметно-развивающей среды :
учёт возрастных и интеллектуальных особенностей ребёнка;
вариативность и разнообразие;
творчество и активность в деятельности;
гибкое зонирование;
доступность.
Предметно-развивающая среда в группе соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечает особенностям уровня развития каждого ребёнка с задержкой психического развития, является многофункциональной, практичной, доступной и привлекательной для детей.
В группе выделено несколько функциональных уголков и зон: учебная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, читательский уголок, природный уголок, бытовое пространство.
Главные критерии создания предметно-развивающей среды :
• воспитательная ценность;
• высокий художественный уровень используемых материалов;
• связь с различными видами деятельности;
• использование широких возможностей для познавательного, социального и личностного развития.
Основные этапы проекта.
I этап – диагностический:
- диагностика развития мыслительных процессов ребёнка.
II этап – планирование:
1. изучение литературы и интернет ресурсов по теме проекта;
2. обсуждение участниками проекта совершенствования и пополнения развивающей среды.
III этап - индивидуальное сопровождение:
• определение форм и методов использования предметно-развивающей среды и разработка индивидуальных программ сопровождение ребёнка с проблемами в развитии мышления.
IV этап - организованная образовательная деятельность:
• использование игр, дидактических упражнений, способствующих развитию мышления;
• использование пособий для развития мелкой моторики и кинестетических ощущений;
• развитие сенсорных навыков;
• развитие речи, посредством рассматривания картин, создания схем чтения комбинированных текстов.
В процессе действий с предметами развивающей среды у ребёнка с задержкой психического развития создаётся основа для практических действий и их словесных обозначений, формируются обобщенные представления, способы ориентировки.
Е. А. Стребелева рекомендует для развития различных видов мышления использовать предметы развивающей среды.
Дидактическое обеспечение проекта.
1. Формирование наглядно действенного мышления : набор детской посуды, набор детской мебели, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, пластмассовые шарики, куклы, заводные игрушки, атрибуты для занятий с песком и водой, кубики, дидактические игры.
2. Формирование наглядно-образного мышления : сюжетные картинки различной тематики, различные предметные картинки для группировки предметов, понимания последовательности событий, карты-образцы со схематическими изображениями предметов, природный материал, муляжи овощей, фруктов, грибов, атрибуты для моделирования, фланелеграф, трафареты, дидактические игры.
3. Формирование элементов логического мышления : набор разных по величине игрушек, геометрические фигуры, наборы карточек с изображением разных животных, разных видов транспорта, картотека словесных игр, дидактические игры.
Методические рекомендации.
Создавая предметно-развивающую среду, педагоги и специалисты решают творческие задачи. Они и дизайнеры, и декораторы, и художники, и конструкторы. В связи с эти необходимо активизировать поиск таких подходов к развитию мышления, которые способны не только совершенствовать и корректировать имеющиеся проблемы ребёнка с задержкой психического развития, но и развивать умственные и познавательные его возможности.
Можно с полной уверенностью утверждать, что условиями благоприятствующими развитию и коррекции мыслительных процессов служат:
• организация окружающей предметно-развивающей среды;
• насыщение предметно-развивающей среды материалами, стимулирующими развитие мыслительных процессов;
• рациональное размещение и организация функциональных зон развивающей среды.
В группе целесообразно создать и совершенствовать систему предметно-развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности. Центральное место в ней должен занимать ребёнок, как личность, имеющая свои природные и социально обусловленные задатки, благоприятное развитие которых возможно лишь в гуманных социально-педагогических условиях. Созданию таких условий способствует правильная организация предметно-развивающей среды, которая оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, на развитие его положительного самоощущения, стимулирует включение ребёнка в различные формы деятельности и сотрудничества с взрослыми и сверстника