Алла Коновалова
Cправка по результатам тематического контроля «Характер речевых коммуникаций ребенка и педагога в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
На основании приказа МБ ДОУ № 2 «Жемчужинка» от 17.01.2017г. № 9 «О проведении тематической проверки по теме: «Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе в старших группах» комиссией в составе:
Коновалова А. В., старший воспитатель;
Наринян Э. С., педагог-психолог;
Бабешкина Е. С., учитель-логопед.
Цель проверки: выявление соответствия речи воспитателей ДОУ требованиям, предъявляемым к речи педагогов.
Задачи: провести анализ характера речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе, оказать методическую помощь по проблеме речевого взаимодействия педагога и ребенка.
Публикация «Cправка по результатам тематического контроля „Характер речевых коммуникаций ребенка и педагога в образовательном процессе“» размещена в разделах
Сроки проведения: с 23 по 27 января 2017г.
Форма контроля: наблюдение за речевым взаимодействием педагога и ребенка в процессе непрерывной образовательной деятельности.
Вопросы контроля:
1. Просмотр непрерывной образовательной деятельности по разным ОО и направлениям;
2. Проверка календарных планов воспитательно-образовательной работы.
3. Создание условий для развития речевых коммуникаций ребенка и воспитателя.
Анализ организации НОД по ОО и характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе
При просмотре непрерывной образовательной деятельности воспитателей отмечен высокий уровень речевого общения педагогов и детей (вопросы, ответы, работа над смысловой стороной слова, словарем, грамматикой, звукопроизношением).
В результате проведённого контроля было установлено, что непрерывная образовательная деятельность педагогами старших групп проводится регулярно и систематически, в соответствии с расписанием занятий. Для анализа работы воспитателей по данному вопросу, были просмотрены по несколько занятий у каждого педагога. Воспитатели использовали разные формы организации детей на занятии: подгрупповые и фронтальные. Легче и лучше им работать с детьми по подгруппам, так как у детей появляется больше возможностей для диалога с воспитателем, для проявления своей активности и удовлетворения желания быть услышанным. Анализ непрерывной образовательной деятельности показывает, что педагоги в своей работе используют различные средства образной речи: потешки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, фразеологизмы, словесные игры. Большое место в деятельности педагога занимают чтение художественной литературы, стихов и других художественных произведений. Обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей происходит во время различных видов непосредственной образовательной деятельности. В ходе НОД педагоги решают все поставленные программные задачи, материал подают детям доступно, интересно, с применением ИКТ, с учетом возрастных возможностей, сочетают новый и ранее изученный материал. Стараются активизировать как можно больше детей. На каждом занятии педагоги используют такие задания, где задействуются мышцы рук и требуется некое напряжение мышления.
Так случилось, что проверка совпала с показом открытых занятий, и педагоги старшей «А» группы Мартиросова И. А. и старшей «Б» группы Черкашина Т. И. продемонстрировали прекрасные занятия.
Мартиросова И. А. показала занятие по применению экспериментальной деятельности в сочетании с подачей нового материала по познавательной деятельности. Тема ее занятия – «Родственники стекла». Был подобран прекрасный демонстрационный и раздаточный материал для знакомства детей со свойствами стекла. Он был ярким, красочным, достаточного размера. Речь воспитателя была доступной, эмоциональной.
Черкашина Т. И. очень интересно подала материал по теме «Мы живем в России». На занятиях было обилие наглядности. Она была яркой, красочной, доступной. Речь воспитателей была эмоциональной, моментами интригующей.
У Пегливанян Т. М. при проведении НОД возникают затруднения в руководстве детьми. Воспитатель не до конца продумывает вопросы, которые будет задавать детям, и их последовательность. Но она смело использует на своих занятиях ИКТ.
Воспитатель Цовян Ж. А. использует возможности дидактической игры в непрерывной образовательной деятельности для развития умений детей.
Воспитатели следят за правильной осанкой детей, за сменой и разнообразием деятельности. Для обогащения речи детей воспитатели используют новые слова и понятия, хором их проговаривают.
Планирование непрерывной образовательной деятельности
В ходе тематического контроля были проверены календарные планы воспитателей старших групп. Проверка показала, что при планировании занятий воспитатели используют образовательную Программу ДОУ и вариативную программу «Развитие речи детей в детском саду» О. С. Ушаковой. Планирование ведётся с учетом сезонного и тематического подхода. Все формы работы по развитию речи детей планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями
Вывод. В основном педагоги успешно планируют свою деятельность. Соблюдают принцип соответствия возрастным особенностям детей группы.
Воспитатели проводят диагностику речевого развития детей в соответствии с циклограммой диагностических занятий. На основании результатов диагностики составляется план мероприятий по коррекции в образовательной области «Коммуникация».
Создание условий для развития речевых коммуникаций ребенка и воспитателя.
Анализ предметно — развивающей среды в группах показал: в группах создана предметно-развивающая среда для развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Имеются Центры книги, содержание которых определяется программой и комплексно-тематическим планированием. Они находятся в хорошо освещённом месте, со столом и стульями для детей, с полочками для книг и выставок. Содержание уголков соответствует возрасту детей. В нём представлены: художественная литература, иллюстрации к произведениям художественной литературы, материалы о художниках-иллюстраторах, материалы для диагностирования детей. Выставленные в центрах книги и альбомы имеют яркие иллюстрации, привлекательный, эстетический вид.
Группы имеют все необходимое по основным лексическим темам, недостающие картины берут в методическом кабинете.
Имеется достаточное количество игрушек.
В каждой группе имеются предметные картинки: с изображением явлений природы, основными частями предметов, с четко выраженными признаками предметов.
В группах имеются игры для развития связной речи, различные по структуре, способам игрового взаимодействия – лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов, разрезные картинки количество частей и способы разреза соответствуют возрасту детей.
В целом можно отметить, что все педагоги проделали большую работу по созданию предметно-развивающей среды для развития связной речи, используя при этом методические рекомендации, полученные в ходе мероприятий по данной проблеме.
В группах созданы Центры театрализованной деятельности, сюжетно–ролевых игр. Во всех возрастных группах художественная литература подобрана в соответствии с требованиями программы, имеются несколько книг одного и того же произведения разных издательств. Детей знакомят как детскими писателями, так и с художниками-иллюстраторами.
Эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: альбомы: «Времена года», «Животные и птицы родного края», «Цветы», схемы, плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!» и др.
Имеется достаточное количество методический, познавательной, энциклопедической литературы; наглядно-демонстративного материала. Тем не менее, существует необходимость в обновлении игровых пособий и материалов для детей.
Рекомендации:
По итогам тематической проверки воспитателям старших групп рекомендуем:
1. Больше планировать индивидуальной работы по развитию звуковой культуры речи, бесед с детьми на решение проблемных вопросов и ситуаций;
2. С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка в обеих группах обратить внимание не только на обогащение, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться использовать в речи эпитеты, метафоры и другие средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.
3. Систематично планировать и проводить мероприятия культурно-досуговой направленности (праздники, литературные вечера, посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг, пьесы-сказки для показа малышам и т. п.); Образовательная программа рекомендует проведение в группе еженедельных досугов и развлечений: в течение месяца – физкультурный, музыкальный и 2 групповых.
Коновалова А. В., старший воспитатель / ___
Наринян Э. С., педагог-психолог / ___
Бабешкина Е. С., учитель-логопед / ___