Татьяна Юнусовна Ляпунова
Цель и задачи занятий по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности «Поиграем в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Поиграем в сказку
Выдающийся русский исследователь духовной культуры славянских народов и литературовед Афанасьев Александр Николаевич говорил: «Увлекаясь простодушной фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных пробуждений и познакомиться с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Публикация «Цель и задачи занятий по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности „Поиграем в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Целью, поставленной перед началом работы, стало развитие творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа и воспитание любви к театру и театрализованной деятельности.
Задачи включили в себя:
1. Создание условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей:
- умение создавать образы живых существ с помощью выразительных движений;
- умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой.
3. Развивать пластическую выразительность.
4. Способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Ожидаемые результаты:
• Раскрытие творческих способностей детей
(интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации);
• Развитие психологических процессов
(мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные интересы);
• Развитие личностных качеств
(дружеские партнёрские взаимоотношения).
Конспекты занятий по сказкам построены на материале шести русских народных сказок, рекомендованных программой «От рождения до школы»: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц – хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси – лебеди».
Для всестороннего знакомства детей с каждой из этих сказок занятия проводятся в пять этапов:
«Слушаем сказку»
«Рассказываем сказку»
«Показываем сказку»
«Читаем сказку»
«Рисуем сказку».
Первое занятие каждого цикла – «Слушаем сказку». Это, и последующие занятия, начинаются с организационного момента: дети вместе с педагогом встают в круг со словами типа «Встали на лужок, сделали кружок» или «Встали на дорожке, подровняли ножки». Далее детям предлагается назвать себя по порядку номеров, после чего делается вывод о том, сколько всего детей присутствует на занятии. После чего даются задания типа: по очереди опрашиваются все дети и когда они ответят на вопросы, то садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
Далее идёт знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку, одновременно выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей.
После знакомства со сказкой необходимо поговорить с детьми о том, что в ней происходит, что они видят на картинках. Если у детей возникли вопросы по сюжету повествования или им оказались непонятны какие – либо обороты речи, взрослый обязательно должен всё разъяснить и убедиться, что малыши поняли.
Затем взрослый сам задаёт вопросы юным слушателям о персонажах сказки: каков их внешний облик, характер, о чём говорят их поступки? Взрослый может уточнить, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему. На этапе первого знакомства со сказкой вопросы взрослого помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл народной сказки.
В первое занятие каждого цикла обязательно входят загадки. Отгадать их детям будет не очень сложно, так как малыши непосредственно перед этим обсуждали с педагогом характерные черты всех героев сказки.
Заканчивается занятие играми, во время которых дети употребляют новые слова или закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанных с сюжетом сказки.
Так же занятие включает в себя и дидактические игры, направленные на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложениях по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Дети тренируются по образцу, данному педагогом, составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
«Цепочка слов» - детям демонстрируется рисунок «Три зайца» и предлагается вместе с вами рассказать о них: среднем, маленьком и большом. Педагог говорит: «У среднего зайца нос, у маленького – носик, а у большого – носище»; «У среднего зайца усы, у маленького - … (усики), а у большого - … (усищи)». В дальнейшем достаточно показать на картинку и называть соответствующие части тела: глаза - … (глазки, глазищи); лапы - … (лапки, лапищи) и т. д.
Завершается каждое занятие цикла подведением итогов, даётся положительная оценка работе детей.
Второе занятие цикла – «Расскажи сказку» - начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а педагог иллюстрирует её, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам – указывает на ребёнка, которому следует пересказывать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задаёт ребёнку наводящий вопрос.
Когда пересказ будет закончен, дети переходя к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. От юного слушателя часто требуется активное участие: помочь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений.
Ребёнок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.
В рамках занятия также проводятся подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников: «Мыльные пузыри», «Кто что делает?», «Съедобное – не съедобное» и т. д.
Следует отметить, что все задания и игры, включённые в занятия, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.
Третье занятие цикла – «Показываем сказку» - включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора, а иногда и бутафора. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле. В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора». Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это даёт возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают дыхание, интонационную выразительность речи.
Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста – воспитание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребёнок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.
Затем детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например, умение рисовать или копировать голоса разных животных.
На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счёту.
Также в «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования таких психических процессов, как внимание и память («Чьи следы?», «Найди лишний», «Чем отличаются? и другие).
На четвёртом занятии сказочного цикла – «Читаем сказку» - дети подготавливаются к обучению чтению. В ходе дидактической игры «Чья буква?» малыши знакомятся со звуками буквами, развивается их фонематический слух. В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответствующим звуком.
А затем ещё раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с начальными буквами имён этих героев.
После представления дошкольники выполняют задания по прописыванию использованных в спектакле букв.
Завершается занятие загадками «волшебного» барабанчика. В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, производимым педагогом, учатся определять количество слогов в словах. Когда дошкольники овладеют этим навыком, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу.
Последнее, пятое занятие цикла называется «Рисуем сказку». На нём перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Дошкольники помогают своим любимым героям, выполняя для этого разнообразные рисунки и графические работы.
И опять же в занятия включается подвижная игра.
Обязательным заданием на занятии является конструирование из счётных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.
Перерисовывая изображение из счётных палочек, ребёнок должен каждый раз сосчитать количество палочек, выложенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепляет навыки счёта и поможет малышу учиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плоскости листа.