Елена Кордяшова
Цикл занятий в подготовительной к школе группе на тему: «Мы живём в правовом государстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Занятие №1
Тема: «Я - человек»
Занятие №2
«Что такое права человека»
Занятие №3
«Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
Занятие №4
«Право ребёнка на охрану здоровья»
Занятие №5
«Права и обязанности ребёнка»
Занятие № 1
Публикация «Цикл занятий в подготовительной к школе группе на тему: „Мы живём в правовом государстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Тема: «Я - человек»
Программное содержание:
Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Оборудование и материалы: фотографии детей группы, ватман, маркеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.
Ход занятия:
Дети садятся в круг, воспитатель просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своих любимых вещах. После выполнения этого задания детям предлагается игра.
Игра «Вопрос - ответ»
Дети под музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос:
«Твои любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сестры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?»
По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».
Воспитатель: Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь, несмотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. Назовите части тела человека. (Ответы детей.)
А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.
Шепчет ротик: «Эй, послушай!
Что ты, носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?».
Грустный носик отвечал:
«Разве ты не замечал?
Ушек двое, глазок двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки».
«Ты напрасно, носик, тужишь.
Говорил тебе не раз.
Если мы с тобою дружим,
Значит, тоже двое нас?».
Игра «Посмотрите на меня»
Ребенок (хорошо, если это будет новенький или долго отсутствовавший ребенок) ложится на длинный лист бумаги. Педагог обводит контуры его тела. Затем дети по очереди, глядя на ребенка, добавляют к силуэту детали и объясняют, что они рисуют: цвет волос, черты лица, одежду.
Воспитатель: Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? (Дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а если бы вы пришли в новый детский сад, то, как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Как сделать так, что бы никто в нашей группе не чувствовал себя одиноким.
Итог занятия :
Вывод: у детей разных стран гораздо больше общего, чем различий. Относиться к другому человеку надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Занятие № 2
Тема: «Что такое права человека»
Программное содержание:
Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего. Этот предмет».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поискам.
Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.
Воспитатель: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Игра «Для чего этот предмет»
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т. д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.
Социальный педагог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».
Воспитатель демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» - эта международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка - эта международный договор о защите прав всех детей.
Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Воспитатель: Ребята, а что значит, не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)
Итог занятия :
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.
Занятие № 3
Тема: «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Программное содержание:
Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу.
Оборудование и материалы: иллюстрации, семейные фотографии, детские рисунки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.
Семья. Близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «Семья» вот так: Семь - Я. Как вы думаете, что это значит?
В Конвенции о правах ребенка записано, что дети имеют право знать своих родителей, право на их заботу, а семья ответственна за жизнь, здоровье, развитие ребенка.
У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Игра «Кто, где живет» :
Дети встают в круг и, передавая, друг другу мяч, сначала называют свою улицу, потом номер дома, потом номер квартиры.
Итог занятия :
В основном документе о правах детей Конвенции записано, что «семья является опорой каждого ребенка, это маленький островок безопасности. Я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, так же любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.
Занятие № 4
Тема: «Право ребенка на охрану здоровья»
Программное содержание: Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.
Оборудование и материалы: телефон, машина «скорая помощь».
Воспитатель: Дорогие друзья! Побеседуем с вами о правах детей на охрану здоровья. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки, «в здоровом теле здоровый дух!» Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».
Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?
Что помогает человеку быть здоровым?
Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся. Она закаляет наш организм, очищает кожу.
Второй наш друг – утренняя зарядка. Под звуки бодрой ритмичной музыки мы делаем разные упражнения, после неё улучшается настроение, появляется аппетит.
Теплые солнечные лучи и свежий воздух тоже наши верные друзья.
Скажите, а если ребенок не соблюдает режим, не делает зарядку, не любит гулять и грязнуля, что с ним может произойти? Правильно он может заболеть.
Если ребенок заболел, домашние вызывают ему врача из детской поликлиники.
Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь» : Распределить роли. Воспитатель выполняет роль диспетчера на телефоне. Двое детей- врачей, один водитель «скорой помощи», один ребенок «больной». Ребенок, оставшийся дома с больным, набирает номер 03, сообщает, что произошло, четко называет свой домашний адрес. Приезжает машина «скорой помощи», врачи оказывают помощь.
Наташа заболела.
У Наташи кашель,
И головка горяча,
Мама вызвала Наташе
Утром детского врача.
Расскажите, что стряслось?
Задал врач простой вопрос.
Шепчет девочка несмело:
Я мороженое ела, Оттого и заболела.
«Горло красное на вид»,
Вынес доктор свой вердикт.
«Чай с малиновым вареньем
Вот прекрасное леченье!
И побольше витаминов
Свежих ягод, мандаринов».
Полежит, поспит девчурка
И готова на прогулку».
Итог занятия :
Итак, дети право на медицинский уход означает, что каждый ребенок должен иметь гарантированную врачебную помощь, привит против разных инфекционных болезней. Но и вы сами не должны забывать заботится о своем здоровье.
Занятие № 5
Тема: «Права и обязанности ребенка»
Программное содержание: Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы уже знаете, что дети имеют многие права. Давайте их повторим.
Верно! Но у ребятишек есть и обязанности. Как вы думаете, какие?
Правильно! Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни.
Что это означает? Заниматься зарядкой, закаляться, гулять на свежем воздухе. В обязанность детей входит наводить порядок в детском уголке, следить за своим внешним видом.
Вопросы:
Есть ли у вас младшие братья и сестры?
Уделяете ли вы время и внимание заботе о младших членах семьи?
Есть ли у вас домашние питомцы – кошка, собака, хомячок или попугай?
Заботитесь ли вы о них сами или это делают взрослые? Почему?
Вы должны помогать старшим членам семьи, относиться к ним с заботой, не огорчать их ни обдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками.
Игра «Для чего этот предмет».
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т. д.) Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.
В детском саду у детей тоже есть определенные обязанности. Как вы думаете, какие?
Верно, нужно слушаться воспитателя, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой. Правильно и красиво вести себя за столом. Вот время занятий нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитателя и другим детям.
Итог занятия :
Можно ли разговаривать во время тихого часа?
Толкать друг друга?
Ссориться и драться?
Отбирать друг у друга игрушки?
Нельзя! Видите, как много обязанностей у детей.