Получи документы

Цикл занятий по ФЭМП «Ориентировка во времени»

Гульсара Аликаева
Цикл занятий по ФЭМП «Ориентировка во времени»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №1 «День и ночь»

Занятие №2 «Утро и вечер»

Занятие № 3 «Сутки»

Занятие №4 «Часы»

Занятие №5 Исследование понятия «Дни недели», «Месяц» их количества и видов.

Занятие №6 «Дни недели»

Занятие № 7 «Ориентировка детей по дням недели и временам года»

Дидактический материал

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Части суток.

Упражнение «Когда это бывает?»

Публикация «Цикл занятий по ФЭМП „Ориентировка во времени“» размещена в разделах

Работа с часами «СУТКИ» :

Игра «Назовите пропущенное слово»

Игра «Назовите соседей»

Игра «Части суток»

Игра «Что вы делали»

Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»

Игра-задание «Что было раньше, что потом»

Упражнение «Домик дней»

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ» :

«Разноцветная неделька»

Игра «Живая неделя»

«Неделька, стройся»

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Дидактическая игра «Домики времён года»

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Игра «Сравни».

Игра с мячом «Продолжай»

Игра «Четвертый лишний»

Упражнение «Назови времена года, месяцы»

Игра «Когда это бывает?»

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Работа с часами «Времена года»

Игра с мячом «Что зачем?»

Художественные произведения для закрепления представлений о времени.

Стихи

Части суток.

Вчера, сегодня, завтра.

Неделя. «Новая столовая»

Времена года, месяцы. «Времена года».

Зима.

Весна.

Лето.

Осень.

Загадки, пословицы, поговорки о времени.

Загадки о временах года.

Времена года.

Загадки о весне

Загадки о лете

Осенние загадки

Загадки о зиме

Пословицы.

Физ. минутки.

Раз, два, раз, два – начинается игра.

Солнышко проснулось

Ветер с листьями играет

Приплыли тучи дождевые

Образовательная деятельность

Занятие №1 «День и ночь»

Цель:

- учить детей ориентироваться во времени,

-формировать понятие определенного постоянного и неизменного порядка одного временного отрезка за другим,

-различать и называть отдельные части суток.

1. Дидактическая игра «День-ночь».

Цель: научить различать части суток: день, ночь.

Ход: взрослый произносит слово «день», дети выполняют различные действия (бегают, прыгают, танцуют). На слово "ночь"- приседают и закрывают глаза.

2. Рассматривание картин "День и ночь".

Вопросы по содержанию картин:

* какое время года изображено на картинах?

*какие признаки указывают, что изображена ночь? день?

* почему говорят: "Днем солнце все позолотило? ",

*какое солнце бывает днем? (яркое, желтое, по цвету похоже на цвет золота, солнечный свет как будто все золотит вокруг,

3. Дидактическое упражнение "Продолжи. "

День (какой).солнечный, теплый, яркий.

Ночь (какая).темная, лунная, холодная, звездная, черная.

4. Дидактическое упражнение "Закончи предложение".

Солнце светит и греет (когда).

Луна светит (когда).

Дети играют (когда).

Взрослые работают (когда).

Дети в детском саду отдыхают (когда).

5."В течение дня дети и взрослые занимаются разными делами, а ночью они отдыхают, спят. Но иногда взрослым людям необходимо работать ночью. Это связано с их профессией. В ночную смену работают врачи скорой помощи, пожарные, полицейские, летчики, машинисты электропоезда и др.

Занятие №2 «Утро и вечер»

Цель:

-познакомить с понятием "сутки",

-формировать понятие, что каждый временной период связан с предыдущим, и с последующим, один сменяется другим,

-закрепить понятия "утро", "вечер",

-упражнять в умении называть отдельные части суток как противоположные (день- ночь, утро- вечер) .

1. Загадка: Друг за дружкой чередой

мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

а, сестра, едва придет

спать тотчас же всех зовет.

(Сутки. День и ночь) .

ЗАПОМНИ! Сутки - это день и ночь.

* какая часть суток в загадке называется "братец"? "сестрица"?

*как можно отличить день от ночи? ночь ото дня?

"Днем светло, в ясную погоду светит солнце. Ночью темно, потому что на небе, нет солнца, и Землю освещает луна. А как вы думаете: сразу становится темно и наступает ночь? (темнеет не сразу, а постепенно) .

Как называется промежуток времени между днем и ночью (вечер). Какое время суток следует за днем? (ночь) .

ЗАПОМНИ! Вечер-это промежуток между днем и ночью.

Сразу ли наступает день, когда ночь заканчивается (светлеет постепенно, утром)

ЗАПОМНИ! Утро-это промежуток времени между ночью и днем.

2. Дидактическая игра "Что за чем? "

* утро закончилось, а до вечера еще далеко. Какое это время суток (день) .

*ночь закончилась, а день еще не наступил. Какое это время суток (утро) .

*день закончился, а ночь еще не наступила. Какое это время суток (вечер) .

*вечер закончился, а утро еще не наступило. Какое это время суток (ночь) .

Занятие № 3 «Сутки»

Цели:

1. Продолжить знакомство с понятием «сутки».

2. Развивать умение сравнивать предметы по длине и высоте, выстраивая соответствующие сериационные ряды.

Материал: около 30 небольших предметов; набор числовых карточек; модель суток; 5 кукол разной высоты, ленты разной длины и разного цвета.

Ход занятия

Педагог. Вспомните, ребята, куда мы ходили на прошлом занятии? (В гости к Деду Морозу.) С каким новым числом вы познакомились? (С числом 8.) Давайте сосчитаем, сколько игрушек в этих кучках (4-5 групп предметов, в каждой от 3 до 8 игрушек). Сосчитали? Теперь закройте глаза.

Педагог расставляет числовые карточки рядом с группами, причем 2-3 карточки неправильно. Открыв глаза, дети находят ошибки и исправляют их.

Педагог. Хотите, я расскажу вам сказку о девочке, которая все путала? Утром ей говорят: «Пора вставать!» А она не вылезает из кровати. Все дети идут в детский сад, а она у телевизора сидит. А когда приходит вечер, она зарядку начинает делать. Давайте объясним этой девочке, как нужно вести себя.

Когда встает солнышко? (Утром.) Что мы делаем утром? (Ответы детей.) А после утра наступает. (День.) Что мы с вами делаем днем? (Ответы детей.) Вот солнышко устало, идет на покой, на улице темнеет. И мы говорим, что наступает. (Вечер.) Что мы делаем вечером? (Ответы детей.) А потом мы спим. Когда это бывает? (Ночью.)

Утро, день, вечер, ночь - пролетают сутки прочь. Утро, день, вечер и ночь вместе называются сутки. Из каких частей состоят сутки? Сколько частей в сутках? (Ответы детей.)

При беседе полезно использовать модель суток.

Педагог вносит пять кукол разной высоты.

Педагог. Кто к нам пришел? Что вы можете сказать про рост кукол? Давайте расположим кукол от самой высокой до самой низкой. (Дети сравнивают кукол по росту и расставляют их в соответствии с заданием, проговаривая свои действия.) Наши куклы решили нарядиться - повязать ленточки. Но они не знают, какой кукле какая ленточка подойдет. У меня есть несколько ленточек разных цветов. Они все разные по длине. Давайте их выложим от самой длинной до самой короткой. (Дети выполняют.) А теперь самую длинную ленту отдадим самой высокой кукле. А какая лента достанется кукле пониже? (Та, что покороче.) Какого цвета эта лента? (Красного.)

Далее работа ведется аналогичным образом. Дети повязывают каждой кукле предназначенную ей ленту.

Занятие №4 «Часы»

Цели. 1. Учить детей делить предметы на 4 равные и неравные части.

2. Познакомить с песочными и обычными часами.

3. Упражнять в воссоздании образа по его частям.

Материал: карточки с лабиринтами; карандаши; логические квадраты; тетради; круги, рисунок солнечных часов; песочные часы (5 минут); циферблаты часов со стрелками.

Ход занятия

1.) Дети получают карточки с лабиринтами. Каждое число - это ворота. Нужно начать снаружи и дойти по лабиринту до числа 10, набрав по дороге 10 очков (складывая числа, стоящие в воротах). Дети рисуют на карточках путь, ведущий в центр лабиринта. Возможны разные варианты решения.

2.) Дети получают карточки с логическими квадратами. Им нужно нарисовать в пустой клетке шарик так, чтобы не нарушилась закономерность.

3.) Дети получают тетради. Педагог по очереди называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, а дети рисуют названные фигуры в тетрадях.

4.) Дети делят круг на 4 равные части и знакомятся с четвертью. Делят круг также на 4 неравные части.

Педагог. Сегодня я расскажу вам об одном важном предмете, который помогает нам определить время. Раньше люди определяли время по положению солнца. Потом они придумали солнечные часы (показывает рисунок). Но в пасмурные дни такие часы не могли помочь. Через некоторое время люди придумали песочные часы (показывает). Песок пересыпается из одной баночки в другую за определенное время - 3, 5, 10 и даже больше минут. Если нужно отмерить это время второй раз, часы переворачивают. Но людям захотелось измерять время еще более точно. И тогда они придумали особый механизм, который называется просто часы. А есть ли часы у нас в группе? Кто носит часы? Что можно измерять с помощью часов? (Ответы детей.) У меня есть циферблат часов. Посмотрите и скажите, что есть на циферблате? Действительно, цифры и стрелки. Стрелки движутся по кругу. Короткая стрелка показывает часы, а длинная - минуты. Если маленькая стрелка будет указывать на число 3, а большая - на число 12, то часы будут показывать ровно 3 часа. У каждого из вас тоже есть циферблаты. Поставьте маленькую стрелку на 6, а большую - на 12. Сколько времени на ваших часах?

Далее дети более подробно знакомятся с тем, как часы показывают время. Полезно провести беседу об относительности времени и о необходимости его беречь.

Занятие №5

Исследование понятия «Дни недели», «Месяц» их количества и видов

Цель занятия

Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам.

Материалы

Для воспитателя: листочки от календаря за прошедший месяц, сложенные по неделям; два комплекта цифр от 1 до 7, мяч. Для детей: набор геометрических фигур.

Ход занятия

Поиграем «Назови скорей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Шла коза по мостику и виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон.

Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера? Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

Воспитатель. Сколько дней в неделе? (Семь.) Давайте проверим, так ли это. (Дает детям листочки календаря и предлагает разложить их по порядку.) Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку. Покажите с помощью рук, сколько дней в неделе.

Дети разводят руки в стороны, таким образом, показывают протяженность недели.

Затем воспитатель предлагает детям назвать первый месяц года. «Посмотрите, сколько недель в месяце? (Показывает листочки календаря, сложенные по неделям.) Посчитайте, сколько недель в месяце. Вы можете показать, сколько дней в месяце? (Дети широко разводят руки в стороны.) В каждой неделе одинаковое количество дней? Как узнать? (Положить листочки календаря одной недели под листочками другой.) А как можно по-другому узнать, сколько дней в месяце?» (Листочки календаря положить в ряд.)

Если дети при выполнении задания будут считать, не препятствуйте. Если нет - тоже не беда, они этому научатся позднее.

Воспитатель. Как называется первый месяц года? Второй? Послушайте пословицы о январе.

Январь - году начало, а зиме - середина.

В январе и горшок в печи замерзает.

Январю - морозы, февралю - метели.

Примечание. Если в группе есть плакатный календарь, предложите детям показать на нем январь, спросите, какой этот месяц по счету.

«По порядку стройся» (усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

седьмой день недели, назови свой день недели и придумай пословицу или поговорку о числе семь;

среда, скажи какой твой день по счету? Назови сказки, в которых встречается число три.

Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра повторяется.

Сидя за столом

На столах геометрические фигуры разной формы, величины, цвета.

Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по разным признакам:

отложите большие красные фигуры и назовите их;

отложите маленькие фигуры, назовите их;

отложите все четырехугольники и назовите их;

отложите все треугольники;

назовите разные фигуры.

Отгадай-ка

У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спешите с ответом, его вы мне скажите на ухо, - говорит воспитатель.

Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.

Рекомендации для родителей

Расскажите родителям о том, что дети узнали нового на сегодняшнем занятии. Предложите обращать на это внимание в повседневной жизни. Например, у кого из членов семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? И т. д.

Занятие №6 «Дни недели»

Цель:

- формировать новые временные представления - неделя

- закрепить последовательность дней недели, определять порядковый номер дня

- соотносить день недели и условное обозначение

- закрепить понятия "вчера, сегодня, завтра"

1. Дидактическая игра "Что зачем следует? "

Какой день недели наступает после среды?

После, какого дня наступает среда?

Перед каким днем недели бывает вторник?

Перед четвергом бывает среда, а после четверга?

После воскресенья наступает понедельник, а после понедельника?

2."Какой по счету? "

Понедельник - первый день недели.

Вторник - ?

Среда - ?

Четверг -?

Пятница -?

Суббота-?

Воскресенье-?

3."Было вчера, будет завтра".

4."Что когда? "

В какой день в детском саду бывает занятие музыкой, физкультурой, рисованием?

Назови занятие, которое бывает у детей один раз в неделю? А какое занятие бывает два раза в неделю? Какое занятие бывает чаще? В какие дни недели дети не ходят в детский сад?

2. Игра «Назови пропущенное слово».

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:

- Мы завтракаем утром, а обедаем …

- Мы умываемся утром, а ложимся спать …

- Мы спим ночью, а просыпаемся …

В эту игру можно поиграть на свежем воздухе. Вместо мяча использовать снежный ком или шишку.

Дети быстрее запоминают и называют утро и ночь. Дело в том, что названия «утро» и «ночь» дети чаще слышат от взрослых, как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро!»? говорит часто мама, а воспитатель приглашает: «Приходи в детский сад завтра утром». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъём, одевание, зарядка, ночной сон). Различение и называние дня и вечера, как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова.

К тому же слово «день» используется в разных значениях. (День, как сутки, как половинка суток и как часть суток). Для этих промежутков времени характерно разнообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом? для вечера, зимой? для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже. В связи с этим очень важно как можно чаще взрослым употреблять эти слова в речи: «Добрый день! Добрый вечер! Вечером мы пойдём в гости….»

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группыДидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группы Дидактические игры по темам "Количество и счёт", "Величина", «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель.

Фотоотчёт о НОД ФЭМП «Ориентировка в пространстве»Фотоотчёт о НОД ФЭМП «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать ориентировку а пространстве, упражнять воспитанников в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;.

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна» .

Ориентировка в пространстве по схеме. Дидактическая игра по ФЭМП «Домики»Ориентировка в пространстве по схеме. Дидактическая игра по ФЭМП «Домики» Игра «Домики». (обучение ориентировке по схеме) Моделирование - это наглядно-практический метод математического обучения, при помощи.

Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занятий по ФЭМП «Ориентировка во времени»
Опубликовано: 29 декабря 2019 в 19:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занятий по ФЭМП «Ориентировка во времени»» (включая файлы) размещена пользователем Гульсара Аликаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД