Симончик Полина Олеговна
Цикл занятий направленный на снижение уровня профессионального выгорания для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл занятий направленный на снижение уровня профессионального выгорания.
Подготовила Педагог-психолог
ГБДОУ №6 Невского района
Симончик Полина Олеговна
Перед занятиями проводиться тестирование на уровень профессионального выгорания MBI К. Маслач.
Занятие 1.
1. Приветствие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Упражнение «Я сегодня вот такая!».Участники встают вкруг. Поочерёдно каждый выходит в центр со словами «Меня зовут (имя! Я сегодня вот такая (движение произвольное)». Все участники: «Это (имя). (имя) сегодня вот такая!»(повторяют движение водящего). -Какое настроение вызывает у вас эта игра?Упражнения направлены на снятие эмоционального напряжения, сплочение и взаимодействие участников группы
2. Основная часть.
Сегодня мы поговорим с вами о тревоге.
Это эмоциональное переживание, при котором человек испытывает дискомфорт от неопределенности перспективы. Нормальная тревога помогает адаптироваться к различным ситуациям. Она возрастает в условиях высокой субъективной значимости выбора, внешней угрозе, при недостатке информации или времени.
-Что может вызвать тревогу?
-Какие ещё слова можно использовать для описания мыслей о тревоге?
-А теперь возьмите фломастеры и отметьте, где чаще всего на теле сосредотачивается тревога?
2)Участникам предлагается выбрать картинку-ассоциацию из предложеных картинок (картинки заранее раскладываются на столе).
Моя тревога это…
Мою тревогу вызывает…
После чего участники делятся на двойки и рассказывают друг другу о картинках, которые они выбрали (на это дается 5 минут в одну сторону и 5 минут в другую).
3) Участникам предлагается вспомнить и поделиться в кругу, что помогает справиться с тревогой. (на это дается 3 минуты).
3. Заключительная часть:
Телесная разминка: включается музыка и предлагается потанцевать постепенно добавляя по одной части тела.
Сначала только правой рукой, потом только левой рукой и тд.
Дыхательная техника: Дышите глубоко, задержите воздух в легких на пару секунд, а затем выдохните. С выдохом должно уйти и ощущение скованности в теле. Для закрепления результата повторите цикл вдохов и выдохов примерно 3-5 раз. Выдох должен быть длиннее чем вдох. При этом нужно постараться максимально расслабиться, чуть поднять подбородок и слегка отклониться назад.
Рефлексия:
-Что было полезно? Что понравилось, не понравилось?
Покажите на пальцах от 1 до 5 насколько было интересно.
Занятие 2.
Тема: «Синдром свечи».Синдром профессионального сгорания.
Цель: знакомство участников с причинами, проявлениями и последствиями синдрома профессионального сгорания; развитие навыков рефлексии и мотива к развитию эмоциональной тревожности.
1. Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся».Участники, примерно, разбиваются на пары. Во время игры все свободно передвигаются по комнате и меняются парами. Условие игры: •один хлопок –приветствие локтями, со словами: «Здравствуй!»;•два хлопка –приветствие пятками;•три хлопка –приветствие «потереться спинами».-Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Упражнение «Я сегодня вот такая!».Участники встают вкруг. Поочерёдно каждый выходит в центр со словами «Меня зовут (имя! Я сегодня вот такая (движение произвольное)». Все участники: «Это (имя). (имя) сегодня вот такая!»(повторяют движение водящего). -Какое настроение вызывает у вас эта игра?Упражнения направлены на снятие эмоционального напряжения, сплочение и взаимодействие участников группы.
2. Основная часть Эмоциональное выгорание –это механизм психологической защиты, вырабатываемый личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является приобретённым профессиональным поведением, позволяющим человеку экономить энергетические и эмоциональные ресурсы. К эмоциональному выгоранию приводят часто повторяющиеся напряжённые ситуации, связанные с интенсивным общением, нечёткой организацией и планированием деятельности, высокой личной ответственностью, неблагополучной психологической атмосферой и т. д. Эмоциональное выгорание как у тех, кто старается сдерживать эмоции, так и у тех, кто слишком эмоционален; у тех, кто относится к профессии с равнодушием (кого она раздражает, и у тех, кто является трудоголиком. Практически никто не гарантирован от этой проблемы, каждая напряжённая ситуация оставляет глубокий след в душе, осознаём мы это или нет; постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, возникает необходимость их беречь, так и возникает эмоциональное выгорание.
Факторы, вызывающие «синдром свечи».
(на распечатке)
Упражнение «10 из 30» (осмысление собственных сильных и слабых сторон).
Существуют «внутренние» факторы, затрудняющие взаимодействие с окружающими и личностные качества,которые помогают преодолеть напряжённые ситуации. Для работы участники делятся на две по принципу «Первый –второй».Одна группа работает над «затрудняющими» качествами, другая с «помогающими»
Условие упражнения: 1 этап–в течение минуты каждый обдумывает и располагает качества в порядке убывания значимости;
2 этап–в течение двух –трёх минут идёт обсуждение в группах и заслушивание общего мнения;
3 этап–каждый участник, просматривая второй список, продолжает фразу:«В моей работе мне помогает (качество или свой вариант)
Качества затрудняющие деятельность (распечатать).
Качества, помогающие в деятельности.
Справедливость
Терпимость
Тактичность
Ответственность
Оптимизм
Принципиальность
Требовательность к себе
Требовательность к окружающим
Самоуважение
Требовательность к личности коллеги
Доброжелательность
Эмоциональная устойчивость
Самообладание
Уравновешенность
Демократичность
Уверенность в се
бе
Инициативность
Способность к импровизации
Решительность
Доброжелательность
Выдержка
Артистизм
Способность к взаимопониманию
Целеустремлённость
Аккуратность
Энергичность
Человеколюбие
Великодушие
Профессионализм
Детолюбие
Выслушиваются мнения участников.
3. Заключительная часть.
Что нам помогает справиться с выгоранием?
Ответы участников.
Упражнение «Массаж соседу»
Сидя в кругу, распределяются по парам и делают друг другу массаж.
Правила:
- массаж делаем двумя руками;
- по всей поверхности спины;
-делаем аккуратно, старательно, чтобы было приятно и не больно вашему партнеру.
Схема массажа:
1) «Ярко светит солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).
2) «Прилетел легкий ветерок».
Зигзагообразные движения кистью рук.
3) «Налетел сильный ветер – ураган».
Резкие, прерывистые, хаотичные движения пальцами и всей кистью.
4) «Пошел мелкий дождик».
Хаотично перебираем всеми пальчиками.
5) «Пошел крупный проливной дождь»
6) «Снова выглянуло солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).
До свидания, буду рада видеть вас снова на занятиях!
Занятие 3. Сначала маску на себя, а потом на ребёнка. Забота о себе.
1. Приветствие. Сегодня мы с вами будем максимально бережны к себе и поговорим с вами про заботу о себе и как мы можем помочь себе справляться со стрессом эффективнее.
2. Основная часть.
Чтобы помочь себе справляться с тревогой, можно работать со своими внутренними убеждениями – насколько я вижу себя способным справляться с трудностями, преодолевать сложности, давать отпор, и учиться это делать, если у меня есть сомнения и сложности в этом. И в состоянии тревоги очень важно помочь себе расслабиться.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются
Упражнение «Удовольствие»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Что ещё можно использовать как ресурс.
3. Заключительная часть.
Говорить комплименты, хорошие слова участникам. Участникам предлагается встать и ходить по комнате свободно.
Рефлексия:
Было ли ценно для вас, оцените от 1 до 5 на пальцах.
Участникам занятий предлагается заполнить тест уровня тревожности.