Эльвира Бариева
Цикл занятий «Маленькие патриоты большой страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Общеизвестно, что любовь к Родине, стремление к сохранению ее культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Воспитать патриотов России – что, по-вашему, это значит…
Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;
Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;
Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.
Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом родного государства является неотъемлемой частью патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что особо актуально на современном этапе.
Одним из средств ознакомления дошкольников с государственными символами является изобразительная деятельность. В методической разработке «Маленькие патриоты большой страны» представлены занятия для детей старшего дошкольного возраста, способствующие обогащению знаний детей о гербе и флаге России, их истории и значении в жизни государства. На занятиях, для развития творческих способностей, воспитанники имеют возможность, познакомится с нетрадиционной техникой рисования, используя различные материалы. Цикл занятий может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений для ознакомления с государственными символами Российской Федерации и формирования начала гражданственности у подрастающего поколения.
Занятие 6. Коллективное рисование «Мой любимый город».
Программное содержание: Учить совместно, рисовать достопримечательности и природу нашего города. Закреплять и расширять знания детей о малой Родине: знать название страны, столицы Родины, область и город где проживают; достопримечательности города.
Способствовать развитию речи, умению отвечать на вопросы связанными предложениями, делать умозаключения. Развивать умение использовать в работе разнообразные по размеру кисти и приспособления (тампон, ватные палочки, пользоваться разной техникой рисования для придания выразительности рисунку. Развивать фантазию, чувство цвета.
Развивать аккуратность, опрятность при работе. Умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение работать в паре, договариваться между собой, помогать, совместно решать поставленную задачу. Воспитывать любовь к малой Родине, чувство уважения к людям, проживающим и трудящимся в нашем городе, желание сделать город чище и краше.
Наглядное пособие оборудование: мультимедийное оборудование; музыкальный центр с записью звуков природы; фотографии достопримечательностей города; половина ватмана, мягкие кисти, тампоны, ватные палочки, карандаш простой, гуашь, салфетка, палитра.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог приглашает детей отправиться в путешествие по родным местам нашего города.
- На чём можно путешествовать? (варианты ответов детей и выбор)
2. Теоретическая часть, мотивационный момент.
Беседа: Прежде, чем мы отправимся в путешествие, мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы в какой стране вы живёте? Как называется наша страна? (Россия) Назовите столицу нашей Родины (Москва).
(Педагог показывает карту земного шара на экране)
- Какие ещё вы знаете города нашей великой страны?
Как называется город, в котором мы с вами живём? (Навашино). В какой области вы живёте? (Нижегородской).
Рассказ: Наша страна Россия очень большая, в ней много городов, сёл, деревень. И территория нашей большой страны делится на области, т. е. расположенные вблизи крупного города небольшие города и посёлки относятся к той или иной области. Например: Крупный город Тюмень, а вокруг территория с малыми городами и посёлками относятся к Тюменской области.
Педагог предлагает отправиться в путешествие по городу Муравленко на выбранном виде транспорта. (имитация движения)
- Все удобно расположились? Тогда в путь!
Находиться он на полуострове ЯМАЛ. Город назван в честь Виктора Ивановича Муравленко, известного инженера нефтяника.
А чем знаменит наш город? (ответы детей)
Наш город знаменит тем, что в нем живут много людей разных национальностей, среди них и коренные народы севера ненцы, ханты, селькупы.
Наш город небольшой, но красивый. Красочно раскрашены дома.
(На экране педагог показывает слайды с фотографиями достопримечательностей города, дети называют их).
3. Практическая часть занятия.
- А сейчас мы прибыли в нашу мастерскую творчества, где я хочу вам предложить нарисовать наш город Муравленко с его разнообразными зданиями, парками и площадками отдыха. Давайте сделаем наш город ярким, красочным, чтобы жители, которые в нём проживают, были всегда радостными и счастливыми. Что можно для этого сделать?
Верно, мы будем использовать в работе разные краски, оттенки цветов. Вы можете воспользоваться палитрой, выбрать для работы разнообразные по толщине кисти и приспособления, которыми мы уже с вами умеем пользоваться.
Вопросы на закрепление: Какой кистью вы воспользуетесь, чтобы нарисовать фон и каким способом? (рисование по сырому, самой широкой кистью). Как будете раскрашивать здания, чтобы они получились ровными и аккуратными? (обвести по контуру).
- Ну, а трудиться вы будете в паре, постарайтесь между собой во время работы договариваться, советоваться, ведь вы должны нарисовать все вместе наш город.
Дети приступают к работе, звучит музыка в исполнении С. Трофима «Городок под названьем Навашино», «Родина».Педагог контролирует работу детей, ненавязчиво даёт рекомендации. Дети завершают работу над раскрашиванием зданий.
Физкультминутка
- А чтобы наш город был ещё красивее, что надо сделать? Конечно же, украсить его деревьями и цветами!
Чтобы нарисовать листву на деревьях, каким инструментом вы воспользуетесь? (тампоном). Им удобно рисовать пышную листву. Для чего нам понадобиться ватная палочка? Верно, ей удобно рисовать маленькие цветочки.
Дети приступают к работе. Звучит музыка природы, пенье птиц.
- В такой зелёный город даже птицы прилетели.
4. Подведение итогов, анализ работы товарищей.
- Вот мы и завершили работу. Давайте соединим ваши рисунки, чтобы получился наш городок под названьем Муравленко.
Дети рассматривают работу, рассказывают, что им понравилось, узнают знакомые места города.
Сегодня вы работали дружно, каждый старался помочь своему товарищу и это меня порадовало. Ну, а город наш получился превосходным! В нём появились необычные по форме здания, яркие красочные дома с разнообразным сочетанием цветов, возможно, когда-нибудь они появятся в нашем городе и будут его украшать.
А что мы с вами должны делать, чтобы сохранять наш город в порядке? (ответы детей). Конечно, содержать его в чистоте, не мусорить, озеленять, сажая деревья, кустарники и цветы. Молодцы!
Занятие 7. Тема: «Родная страна» рисование по замыслу.
Программное содержание. Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине.
Наглядные пособия и материалы. Бумага разных форматов и цветов, краски акварель, гуашь разных цветов, белила, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор).
Связь с другими образовательными областями. Формирование общественных представлений. Знакомство с окружающим, беседы и разговоры с детьми о Родине, чтение книг, просмотр диафильмов, иллюстраций, репродукций.
Методика проведения занятия.
До занятия поговорить с детьми, о том, как можно в рисунках рассказать о нашей Родине (направляя внимание детей на отражение впечатлений о родном городе, о полях и лесах нашей страны, о труде людей). Предложить каждому ребенку подумать, что он хотел бы нарисовать о нашей Родине, о том, что он видел, что ему больше всего нравится, самостоятельно выбрать для рисунка бумагу подходящего размера и цвета, краски или карандаши (а можно и то и другое). В процессе занятия направлять детей на более полное решение темы.
В конце занятия все рисунки выставить на доске, рассмотреть их с детьми и выбрать наиболее интересные. Незаконченные рисунки предложить завершить в свободное время, а затем все работы вывесить в группе или в зале. Организовать экскурсии по выставке родителей, воспитанников детского сада, сотрудников. Экскурсоводами должны быть сами дети.
Занятие 8. Тема: «Кукла в национальном костюме» рисование по замыслу.
Программное содержание. Упражнять детей в рисовании фигуры человека, в передаче ее строения, формы и пропорций частей. Учить изображать характерные особенности костюма куклы в национальной одежде. Закреплять умение легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками. Учить изображать характерные особенности национального костюма. Воспитывать интерес к культуре и традициям разных народов. Наглядные пособия и материалы. Кукла в национальной одежде (желательно выбрать костюм, не очень сложный для изображения). Простой графитный карандаш, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти.
Ход занятия. Дети, вы уже знаете, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Каждая национальность имеет свой национальный костюм. Это очень красивые костюмы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением современной одежды и русского национального костюма. - Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (Одежда). -Назовите ее, что вам знакомо? (Пальто, платье, брюки, куртка и т. д.) -Отберите ту одежду, которую сейчас не носят. Что это за одежда? (Если дети затрудняются, воспитатель напоминает им, что это русский национальный костюм, и рассматривает его с детьми). Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к русским народным сказкам, выполненные Е. Рачевым, обращает внимание на другие виды одежды – показывает детям кафтан. Напоминает, что у каждого народа есть свой национальный костюм. -А где можно увидеть в наше время людей, одетых в русский национальный костюм? (В русских народных танцах; во время встреч важных гостей: их встречают хлебом-солью девушки в русских национальных костюмах; в фильмах о жизни русских людей в прошлом и др.) Показать кукол в национальных костюмах, рассказать кратко о кукле-представителе своего народа. Затем на примере одной из них уточнить части одежды, их цвет. Воспитатель: Рассмотрите куклу, какой формы у нее голова? (круглая). головной убор какой? (яркий). Платье (рубаха) к низу расширяется. Какой формы рукава? (прямоугольной). Воспитатель показывает и объясняет способ рисования на мольберте. Самостоятельная работа детей. Дети приступают к рисованию. Предложить подумать, с чего надо начинать. В процессе занятия предложить кому-нибудь перечислить правила рисования простым карандашом и закрашивания цветными карандашами или акварелью. По окончании выставить все работы на стенд. Итог. Работы детей выставляются на мольберты, рядом ставится кукла, дети сравнивают рисунки с куклой. Оформляется выставка работ.