МААМ-картинки

Цикл занимательных занятий «Явления природы в музыке»

Светлана Ковалева
Цикл занимательных занятий «Явления природы в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы

О чём рассказала музыка. Цикл занимательных занятий

Явления природы в музыке

Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами уже знаем, что композиторы, подобно художникам, рисуют музыкальные картины, например, портреты или пейзажи. Кто помнит, что такое пейзаж? На прошлом занятии мы познакомились с музыкой Роберта Шумана, Эдварда Грига, Петра Ильича Чайковского. Какие картины нарисовали в своих произведениях композиторы?

(Ответы детей.)

Публикация «Цикл занимательных занятий „Явления природы в музыке“» размещена в разделах

Музыкальный руководитель Сегодня нам ждёт на редкость увлекательная беседа. Речь пойдёт о природных явлениях, которые изображают в музыке композиторы. Ребята, что называют «природными явлениями»?

(Ответы детей.)

Музыкальный руководитель Природные явления бывают грозными, порой опасными: к ним относятся наводнение, землетрясение или извержение вулкана, но бывают и безобидными, привычными каждому из нас – такими, как дождь или снег.

Музыкальный руководитель Послушайте музыку, которую написал Сергей Михайлович Слонимский, и попробуйте угадать, какое природное явление он изобразил.

(Звучит С. Слонимский «Под дождём мы поём».)

Музыкальный руководитель

Итак, о чём же эта музыка?

(Ответы детей.)

Музыкальный руководитель Пьеса Слонимского называется «Под дождём мы поём». Как вы думаете, композитор хотел изобразить сильный ливень – или небольшой дождик? Холодную осеннюю морось – или тёплый летний дождь?

(Ответы детей.)

Музыкальный руководитель Композитор, наверняка, представлял себе летний дождик, когда сочинял эту музыку. Недаром он дал ей такое название. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову распевать песни под холодным осенним ливнем, правда? А под тёплым кратковременным дождиком, особенно если он хлынул после жаркой, засушливой погоды, так и хочется побегать, поскакать, повеселиться.

Музыкальный руководитель Как вам кажется, композитору удалось передать звуки дождя? (Наиграть начало пьесы.) Музыка звенящая, лёгкая. Слышите, как капли звонко стучат по лужам?

Ребята, кто из вас знает, откуда берётся дождь?

Да, он выпадает на землю из облаков, которые называют дождевыми. А откуда берутся сами облака? Из чего они получаются?

(Ответы детей.)

Все вы, разумеется, видели, как из носика чайника начинает подниматься пар, когда чайник закипает. Так и с поверхности земли и водоёмов – озёр, морей и рек, нагретых солнцем, испаряется влага. Облака – это клубы водяного пара, они состоят из мельчайших водных капель и крошечных кристалликов льда. Почему же в облаках содержатся частички льда? А потому, что высоко над землёй воздух может быть таким холодным, что вода замерзает. Когда капельки воды, из которых состоит облако, становятся крупнее, они уже не могут удержаться в воздухе и падают на землю дождём.

Но бывает, что вместо капель наземь сыплются льдинки. Как называется такое явление природы? Правильно, это град. И знаете, ребята, град может быть довольно опасным.

Перед тем, как грянуть на землю, град долго-долго к этому готовится. Всё начинается с того, что крохотные капельки воды, которые испаряются с поверхности земли, поднимаются всё выше и выше. Через каждые сто метров температура воздуха становится ниже на один градус. Наконец, капельки оказываются на такой высоте, где совсем холодно, меньше ноля градусов. Но продолжают подниматься. И только на высоте в пять километров превращаются в ледышки. Тогда они пускаются в обратный путь, к земле. А по дороге встречаются с другими водяными капельками, которые пока ещё поднимаются ввысь и увлекают ледышки за собой, заодно и намерзают на них, так что ледышки становятся больше. Это путешествие вверх-вниз повторяется несколько раз. Если водяных паров очень много, то ледышки могут дорасти до размеров крупной вишни или даже сливы! Они становятся такими тяжёлыми, что уже не могут подняться. И, наконец, падают на землю.

Мелкие градины летят со скоростью сто километров в час, а крупные – целых сто шестьдесят километров в час! Но скорость – это ещё не всё, вы не поверите, сколько может весить град. В Америке однажды выпала градина, которая весила семьсот граммов, а во Франции с неба прилетела градина размером с крупный грейпфрут и весом больше килограмма. В Китае в прошлом веке на землю прилетели градины-гиганты весом до семи килограммов каждая. Столько весит большая дыня или арбуз!

Но и обычный крупный град может принести много вреда. Покалечить овец и домашних птиц, уничтожить посевы хлеба или кукурузы, проломить крыши и разбить окна. В знаменитой книге Гектра Мал «Без семьи», которую вы обязательно прочитаете, когда немного подрастёте, рассказывается, как град разорил семью садовника, потому что разбил стеклянные теплицы и погубил все цветы, которые выращивались на продажу.

Когда град только начинается, неизвестно, какого размера льдины начнут падать через секунду. Поэтому надо как можно быстрее спрятаться под навес или хотя бы накрыть голову руками. Стоять рядом с окнами тоже не стоит. Град может ударить в стекло, осколки разлетятся во все стороны и могут серьёзно поранить.

А как называется явление природы, во время которого сверкает молния и гремит гром? Да, это гроза. В какое время года она бывает? Чаще всего летом. Давайте послушаем музыку композитора Антонио Вивальди. Она называется «Летняя гроза».

(Звучит А. Вивальди «Летняя гроза» из цикла «Времена года. Лето».)

Под эту музыку можно представить себе летний ливень, который грянул из тёмной грозовой тучи, освежил травы и листья, напоил землю, и вот уже солнце снова сияет на небе, с которого уходят последние облака вслед за прогремевшей летней грозой. Ребята, гроза – опасное явление? Боитесь ли вы грозных раскатов грома?

(Ответы детей.)

На самом деле, друзья, в громе ничего опасного нет. Другое дело – молния. Особенно неприятно оказаться во время грозы на лугу, рядом с одиноким деревом. В такое дерево молния запросто может ударить. Ещё может здорово дёрнуть током в речке или в озере! Ведь молния ударяет не только в деревья, но и в воду. Так что никогда не купайтесь во время грозы!

Что же происходит во время грозы? Откуда берутся молнии и гром?

Грозовые тучи гораздо больше облаков, из которых идёт дождь. Высотой они бывают в несколько километров! Внутри тучи потоки воздуха быстро перемещаются снизу вверх и обратно. На самом верху грозовой тучи очень холодно, до минус сорока градусов. Понятно, что водные капельки, попавшие наверх, превращаются в льдинки, которые носятся по туче с огромной скоростью и сталкиваются с тёплыми капельками воды, что поднимаются снизу тучи. От этого движения образуется электричество. Так возникает молния. Она мгновенно нагревает вокруг себя воздух, да так сильно, что он взрывается! Это и есть громовой раскат, который мы слышим во время грозы.

Вы замечали, что зимой грозы не бывает? Знаете, почему? Чтобы в туче с огромной скоростью носились туда-сюда воздушные потоки, а с ними – капельки и льдинки и рождалось электричество, нужно, чтобы сверху туча была очень холодной, а снизу – теплой. Но тепла и солнца зимой маловато. Поэтому в холодное время года туче не под силу создать электрический заряд, т. е., молнию.

Кроме обычной молнии, ребята, существует и особая: шаровая. Приходилось ли вам о ней слышать? Она встречается редко, но встреча с ней – вещь очень неприятная! Шаровая молния часто напоминает светящуюся грушу, которая медленно летит или неподвижно висит в воздухе, будто лампочка без провода и абажура. Приближаться к ней нельзя ни в коем случае. Шаровая молния держится в воздухе от нескольких секунд до нескольких минут, но и за такой короткий срок может натворить бед: взорваться, ударить током, устроить пожар.

Ещё в те времена, когда люди понятия не имели, что за светящийся колобок перед ними порой является, были известны страшные случаи. Триста с лишним лет тому назад в одной английской деревушке во время грозы в церковь влетел огромный огненный шар. Он выбил из стен несколько больших камней и деревянных балок, поломал скамейки, разбил окна и наполнил церковь чёрным дымом. Потом он разделился пополам, половина вылетела наружу, расколотив ещё одно окно, вторая половина исчезла где-то внутри церкви. Люди тогда были очень суеверными и все как один решили, что в церковь явилась нечистая сила!

Но даже сегодня учёные не знают наверняка, почему и как возникает шаровая молния. Будем надеяться, что вам с ней встретиться не доведётся!

Теперь, друзья, послушаем музыку композитора Людвига ван Бетховена. У него есть симфония – большое произведение для оркестра, – которая называется «Пасторальная». В ней Бетховен нарисовал картины природы. Одна из частей симфонии носит название «Гроза. Буря».

( Звучит: Л. ван Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Часть IV. Можно ограничиться отрывком продолжительностью менее полутора минут, остановив запись после «ударов грома».)

В музыке грохочет самый настоящий гром! Вы услышали его грозные раскаты? А какой музыка была в начале? В ней чувствовались смятение, тревога. Будто бы порывистый ветер, предвестник грозы, налетает на деревья, и листья шелестят и трепещут, точно рыбки, пойманные в сеть.

В самом деле, перед грозой всегда дует сильный ветер. Ребята, а что такое ветер? Кто-нибудь из вас знает, как возникает это природное явление?

(Ответы детей.)

Ветер – это движение атмосферы. Что такое атмосфера? Это оболочка из воздуха, которая окутывает нашу планету. Воздух имеет вес и оказывает давление на землю и всё, что на ней есть, в т. ч., на каждого из нас. Но давление не везде одинаковое. Оно зависит от температуры воздуха. Там, где воздух теплее, давление меньше. А холодный воздух более тяжёлый и плотный, в тех местах, где погода холоднее, давление выше. Воздух всегда движется оттуда, где давление выше, туда, где оно ниже. Точно так же вода, если разлить её на наклонной поверхности, обязательно потечёт вниз. Так и получается ветер!

Если вы бывали на море, то наверняка замечали, что со стороны водной поверхности нередко веет прохладный ветер. Жаркое солнце нагревает и берег, и море, но вода нагревается медленней, чем суша. К полудню берег уже такой горячий, что обжигает босые ноги. А толща воды сохраняет прохладу. Получается, что над берегом давление слабее, потому что воздух горячее и легче, а над морем – наоборот. И воздух начинает движение в сторону более низкого давления – с моря к суше. Тогда-то мы и ощущаем освежающий ветерок!

Приятно летом, в жару, подставить лицо прохладному дуновению ветра. Но, случается, ветер настолько усиливается, что превращается в грозное явление природы. Кто знает, как оно называется? Это ураган! Как и почему он возникает?

(Ответы детей.)

Хотя ураган – всего лишь сильный ветер, сила у него разрушительная, ведь дует он со скоростью больше ста двадцати километров в час. Существует особая система, при помощи которой измеряют силу ветра, под названием «шкала Бофорта». Более двухсот лет назад эту систему придумал английский адмирал-флотоводец Френсис Бофорт, повидавший на своём веку немало штормов и кораблекрушений. Самая низкая отметка на шкале – ноль баллов, она означает полное безветрие. А самая высокая – двенадцать баллов. Это и есть ураган. Иными словами, сильнее урагана ветра нет! Само слово «ураган» произошло от имени Хуракан – такое имя носил бог страха, которому поклонялись древние индейцы.

Зарождается ураган над океаном, где-нибудь в тропиках – т. е., в таких местах, где не бывает зимы и круглый год жарко. Для того, чтобы возник ураган, нужна очень сильная жара. Когда гигантский пласт океанской воды прогревается до двадцати шести с половиной градусов на глубину не менее пятидесяти метров, вода начинает быстро испаряться. Над этим местом океана образуется зона низкого давления, потому что воздух становится менее плотным от обильных водяных паров. Как вы уже знаете, в зону низкого давления обязательно начинает дуть ветер. А поскольку наша планета вращается, ветер начинает закручиваться. Всё быстрее и быстрее дует он по кругу, и когда его скорость доходит до ста двадцати километров в час, в нём образуется «глаз»! Так называют самый центр урагана.

Размеры у ураганного глаза внушительные: километров тридцать, а то и пятьдесят в длину и ширину. Внутри глаза почти нет ветра, небо над ним чистое, безоблачное, одним словом – настоящий курорт! Зато вокруг ураганного глаза дожди так и льют, ветер так и бушует. Иногда он дует со скоростью более трёхсот километров в час. Такой ветер намного быстрее гоночной машины! И запросто может поднять на воздух и эту самую машину, и другие крупные предметы, и животных, и людей. Возможно, кто-то из вас уже знаком со сказкой Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Начинается она с того, что ураган поднял на воздух домик, в котором находилась девочка Элли, и унёс её вместе с домиком в Волшебную страну.

Мы живём далеко от тропических стран, поэтому ураган такой силы вряд ли пожалует к нам в гости. Но ураганы средней силы нередки и в наших краях. Для нас главная опасность ураганного ветра – тяжёлые предметы, которыми ураган не прочь побросаться. Он ломает ветки деревьев, срывает рекламные конструкции и части строительных кранов, может даже повалить взрослое дерево. Поэтому ни под деревьями, ни возле стройки во время сильного ветра находиться нам с вами не стоит.

Немало нового и интересного мы сегодня узнали, правда, ребята? А кроме того, познакомились с музыкой, в которой идёт дождь и дует ветер, сверкает молния и грохочет гром!

До новых встреч

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Фотокнижка-малышка «Явления природы»Фотокнижка-малышка «Явления природы» Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. С. Лупан Как-то я задумалась, как же доступным способом объяснить.

Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1 Есть хорошее правило: чтобы не упасть, надо смотреть себе под ноги. Сегодня придется это правило нарушать, потому что нам предстоит целый.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Пернатые друзья»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Пернатые друзья» .

Занятие «Рассказ по предметным картинам «Явления природы». На чем ты хотел бы поехать» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество». Цели:.

Загадки «Явления природы» 1. Летом греет, Зимой холодит. (Солнце) 2. Весь мир кормлю, А сама не ем. (Земля) 3. Бежать, бежать – Не добежать, Лететь, лететь – Не долететь.

Загадки на тему «Явления природы» для детей дошкольного возрастаЗагадки на тему «Явления природы» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про явления природы (горизонт, эхо, тень, огонь, дым, роса, земля, тропинка, дорога) не просто интересные, но и очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занимательных занятий «Явления природы в музыке»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 08:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занимательных занятий «Явления природы в музыке»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД