Ирина Фомина
Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки для детей в возрасте 6–7 лет «Знакомство с музыкальными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия 1 на тему «Рояль и контрабас»
Цель: знакомство с музыкальными инструментами – рояль и контрабас.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с инструментами рояль и контрабас, используя музыкальный материал, иллюстрации, презентацию.
Развивающие:
Публикация «Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки для детей в возрасте 6–7 лет „Знакомство с музыкальными инструментами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Учить детей различать звучания инструментов на слух, их тембровую окраску, создавая определённый образ.
- Различать средства музыкальной выразительности.
Воспитательные:
- Воспитывать умение передавать характер музыки в движениях и с помощью детских музыкальных инструментов.
Содержание
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое называется «Слон». Написал его французский композитор Камиль Сен-Санс. (слайд 2) Он изобразил, как слон танцует. (слайд 3) В этой пьесе звучат два инструмента – один вам очень знаком, вы с ним часто встречаетесь на музыкальных занятиях. А другой – не знакомый. Давайте послушаем пьесу, и вы мне ответите, какой знакомый инструмент услышали (дети отвечают - рояль) (слайд 4).
Правильно, давайте поближе с ним познакомимся.
У рояля – три ноги, есть педали. Правая педаль призвана усиливать звук. Левая педаль нужна, когда нужно сбавить громкость, приглушить тембр звука. Как видите, первые две педали при нажатия дают прямо противоположный эффект.
Средняя педаль способствует тому, что льющаяся мелодия становится очень тихой.
А теперь откроем крышку и заглянем внутрь. Это - молоточки, они деревянные. (слайд 5) При нажатии на клавиши, молоточки бьют по струнам, появляется звук. Если струны толстые – то звучит низкий звук. Кого можно изобразить? (медведя, волка, слона, лошадь, кита). А теперь молоточки бьют по тонким струнам и звучит высокий, тоненький звук. Кто это может быть? (мышка, птичка, капельки)
Вот мы и познакомились с роялем поближе, рассмотрели его устройство.
Рояль стоит на сцене и молчит,
Глаз не отводят от него, кто в зале.
Душа его проснётся, зазвучит,
Лучом пробьёт нахмуренные дали.
Отступит всё, останется лишь свет,
Польются чистыми ручьями звуки,
И как прекрасен будет тот момент,
Когда сольются с клавишами руки.
Алевтина Зайцева
Воспитатель. Как я уже говорила, в пьесе «Слон» мы слышим ещё один инструмент – это контрабас (слайд 7).
У стенки прислоненная фигура,
Больших размеров, с очертаниями скрипки.
Довольно колоритная натура:
Да, это конрабас. И в этом нет ошибки.
Он на одной ноге стоит, но твердо,
Весьма гордясь при том своей фигурой лично:
Он гриф большой несёт надменно, гордо.
На грифе его струны толщины приличной.
И звук его не заменим в оркестре,
Его «МДА, МДА» мелодий разных ритм чеканит.
И контрабас со всем оркестром вместе,
К себе больших любителей мелодий манит.
Бывает в том оркестре и солистом:
Звучит всегда он хриплым голосом и грустным,
То струны все, щипаемы артистом,
Там отбивают ритм стремительный, искусный.
Его носить с собою неудобно,
Ведь инструмент велик, два метра в нем, наверно,
Но он готов всегда, когда угодно,
Без устали играть и быть искусству верным!
Б. Ханин
На какой инструмент он похож? (ответы детей - на скрипку). Форма такая же, только он очень большой и музыкант стоит рядом с контрабасом, держит его и играет. Струны у него очень толстые, прочные. Музыкант водит по струнам смычком, издавая низкий, тяжёлый, отрывистый звук. Давайте ещё раз послушаем музыку «Слон». Какая по характеру эта музыка? (топающая, громкая, сильная)
Воспитатель. Слон – большое животное, ходит медленно, тяжело ступая, качаясь и кружась, и всё-таки он танцует. Я предлагаю вам изобразить слона.
Танец «Весёлый слонёнок». муз. В. Комарова
Дети, становятся парами по кругу лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне уха, пальцы растопырены.
1. Делают широкий шаг правой ногой вправо, перенеся на нее вес тела. Левую ногу оставляют на носке. Одновременно сильным и быстрым движением разводят руки в стороны. Затем приставляют левую ногу к правой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы расслабляют. (повтор 2 раза)
2. Делают широкий шаг левой ногой влево, перенеся на нее вес тела. Правую ногу оставляют на носке. Одновременно сильным и быстрым движением разводят руки в стороны. Затем приставляют правую ногу к левой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы расслабляют. (повтор 2 раза)
3. Делают широкий шаг правой ногой вправо, перенеся на нее вес тела. Левую ногу оставляют на носке. Одновременно сильным и быстрым движением разводят руки в стороны. Затем приставляют левую ногу к правой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы расслабляют (повтор 2 раза)
4. Делают широкий шаг левой ногой влево, перенеся на нее вес тела. Правую ногу оставляют на носке. Одновременно сильным и быстрым движением разводят руки в стороны. Затем приставляют правую ногу к левой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы расслабляют (повтор 2 раза)
5. Отставляют правую ногу назад на носок. Одновременно, слегка наклонив корпус, вытягивают вперед руки (ладони вниз). Приставляют правую ногу к левой, слегка приседая, руки сгибаются в локтях, пальцы расслабляют (повтор 2 раза)
6. Каждый исполнитель поворачивается вокруг себя: переступая с ноги на ногу, слегка приседает и соответственно наклоняется то вправо, то влево.
7. Отставляют правую ногу назад на носок. Одновременно, слегка наклонив корпус, вытягивают вперед руки (ладони вниз). Приставляют правую ногу к левой, слегка приседая, руки сгибаются в локтях, пальцы расслабляют (повтор 2 раза)
8. Каждый исполнитель поворачивается вокруг себя: переступая с ноги на ногу, слегка приседает и соответственно наклоняется то вправо, то влево. Закончив кружение, останавливаются в положении плечом друг к другу.
9. Идут парами по кругу, раскачиваются из стороны в сторону. Останавливаются, повернувшись друг к другу.
10. Делают полуприседание, наклоняются, поворачивая корпус вправо, выпрямляются.
11. Делают полуприседание, наклоняются, поворачивая корпус влево, выпрямляются.
12. Дети соединяют правые руки и меняются местами (раскачиваясь, переступая с ноги на ногу). Левая рука согнута в локте на уровне уха, пальцы растопырены.
13. Делают полуприседание, наклоняются, поворачивая корпус вправо, выпрямляются.
14. Делают полуприседание, наклоняются, поворачивая корпус влево, выпрямляются.
15. Дети соединяют правые руки и меняются местами (раскачиваясь, переступая с ноги на ногу). Левая рука согнута в локте на уровне уха, пальцы растопырены. Возвращаются на свои места.
Воспитатель. С какими музыкальными инструментами мы познакомились? Кто написал произведение «Слон», которое исполнялось на рояле и контрабасе? Как звучала музыка, изображая слона? Молодцы, наше занятие окончено.