Татьяна Плоткина
Весна на картинах русских художников. Занятие по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» из цикла «Галерея шедевров»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Тема: «Весна на картинах русских художников».
Цель: знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи: 1. Познакомить детей с пейзажной картиной «Грачи прилетели».
2. Закрепить знание детей о характерных признаках ранней весны.
Публикация «Весна на картинах русских художников, Занятие по картине А, К, Саврасова „Грачи прилетели“ из цикла „Галерея шедевров“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Составление описательных рассказов
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Художники. Знакомство с картинами художников
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
3. Учить детей за внешним неброским изображением русской
природы видеть тёплую, нежную красоту родного края.
4. Прививать любовь к родной земле.
Оборудование: репродукция картины, интерактивная доска, запись музыки П. И. Чайковского «Март» из альбома «Времена года», «Весна» А. Вивальди, карандаши, листы бумаги.
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин русских художников на весеннюю тему : И. Шишкин «Лес весной», А. Саврасов «Ранняя весна. Оттепель», И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Левитан «Март».
2. Наблюдение за гнёздами на деревьях.
3. Наблюдение на прогулке за первыми признаками весны.
4. Слушание музыки: «Март. Песнь жаворонка» П. И. Чайковского, «Весна» Антонио Вивальди.
5. Заучивание с детьми стихотворения по картине.
6. Чтение и заучивание стихов о весне : Ф. И Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», А. Н. Плещеев «Уж тает снег», стихотворение по картине «Грачи прилетели».
Ход занятия:
Восп-ль: - Ребята, какое сейчас время года?
Дети: - Сейчас весна.
Восп-ль: - Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы.
Дети: - Март, апрель, май.
Восп-ль: - Пожаловала к нам в гости нежная красавица Весна. Чудесные стихи посвятили ей русские поэты! Какие из них вы знаете?
Дети: «Зима недаром злится», «Весенние воды» Ф. И. Тютчева, «Уж тает снег» А. Н. Плещеева.
Восп-ль: - Молодцы! Одно из них мы учили наизусть. Давайте послушаем эти пленительные строки. (Дети читают стихотворение под музыку А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года»).
Восп-ль: - Спасибо вам, мои хорошие! А вы заметили, как чудесно звучат стихи под музыку? Ведь она тоже посвящена весне. Вы услышали музыку Петра Ильича Чайковского и Антонио Вивальди из альбомов «Времена года», посвящённую ранней весне. Поэты слагали стихи о весне, композиторы посвящали её свою музыку. Как вы думаете, кто ещё воспевал это прекрасное время года?
Дети: - Художники писали картины о весне.
Восп-ль: - Правильно! Вот сегодня мы и познакомимся с одной из таких картин. Написал её великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Называется она «Грачи прилетели». Давайте повторим название картины и её автора. (Дети повторяют).
На картине Алексей Саврасов изобразил задворки, окраину села ранней весной. Селом называется деревня, в которой есть храм (церковь). Слева от домов мы видим храм с колоколенкой. А прямо перед нами, на переднем плане картины художник изобразил берёзы с гнёздами грачей, птичий городок, грачевник. Грачи вернулись из тёплых стан, где зимовали. Как вы думаете, рады птицы встрече с Родиной?
Дети: - Да! Они летают, кружатся, радуются! Они соскучились по родной земле, по своим гнёздам.
Восп-ль: - А чем они заняты?
Дети: - Грачи строят новые гнёзда и ремонтируют, чинят старые.
Восп-ль: - Что держит в клюве грач под берёзой?
Дети: - Он держит в клюве ветку.
Восп-ль: - Наверно, он взял её поиграть?
Дети: - Нет, он будет строить гнездо из веточек. Ему много таких веток понадобится.
Восп-ль: - Возможно. А быть может, веточка понадобилась грачу для починки старого гнезда. За зиму ветер и вьюги растрепали гнёзда, частично разрушили. Вот грачи и хлопочут : поправляют, ремонтируют родные жилища, чтобы вывести в них птенчиков.
Присмотритесь к картине. Как вы думаете, Саврасов написал солнечный, или пасмурный денёк?
Дети: - На картине художник изобразил пасмурный день, небо серое, всё в облаках.
Восп-ль: - Да, небо укрыто плотными облаками, но сквозь них виднеются, словно окошечки, голубые просветы и через них солнышко посылает на землю свои тёплые лучи. Какие подсказки даёт нам художник, что солнышко проглядывает из туч и слегка освещает землю? Что мы видим на снегу под деревьями?
Дети: - Мы видим тени от деревьев.
Восп-ль: - Верно. А мы знаем, что днём тени появляются только при солнечном свете. А что освещено на картине?
Дети: - Забор освещён и крыши домов.
Восп-ль: - А ещё нижняя часть колокольни. Колокольня – это высокое сооружение возле храма, в верхней части, которой висят колокола.
А какие признаки весны видите вы на картине?
Дети: - Деревья стоят в воде, много уже снега растаяло.
Восп-ль: - А что это за дырочки в снегу? Почему он такой ноздреватый, дырчатый?
Дети: - С деревьев капает растаявший снег, капель. Мы это видели у нас на участке.
Восп-ль: - А ещё с берёз капает берёзовый сок. Деревья пробудились от зимнего сна. Сладкий, душистый берёзовый сок побежал, заструился по стволу, по веточкам внутри их, чтобы напитать почки деревьев, помочь родиться нежным листочкам. Всё живое готово встречает весну.
Давайте покажем, как всё вокруг радуется весне
Физкультминутка.
Восп-ль: - Покажите, как деревья машут веточками, приветствуя весну.
- А теперь покажите пальчиками, как падают капельки растаявшего снега с деревьев, с крыш домов.
- Представим, что мы грачи. Помашем весело крыльями!
- Всё живое весной тянется к тёплому весеннему солнышку. И мы потянемся ручками вверх. (дети выполняют все упражнения).
Восп-ль: - Спасибо, мои дорогие! Так хорошо всё показали!
А вы знаете, что любую картину можно послушать? Что можно услышать на картине Саврасова «Грачи прилетели»?
Дети и восп-ль: Можно услышать крик грачей, хлопанье крыльев, звон колоколов, отдалённый лай собак, песню жаворонка в небе.
Восп-ль: - Давайте послушаем, как песню жаворонка положил на ноты Пётр Ильич Чайковский. Свою музыку из альбома «Времена года» он так и назвал «Март. Песнь жаворонка». (Дети слушают музыку Чайковского «Март. Песнь жаворонка»)
Восп-ль: - А вот подумайте, почему грачи, жаворонки вернулись первыми из тёплых стран, ведь здесь ещё холодно, ночи морозные и еды совсем мало.
Дети: - Они соскучились по Родине!
Восп-ль: - Конечно, мои хорошие!
Хоть в том краю теплей, а Родина милей!
Милей, запомни, журавлёнок, это слово!
Так пела журавушка своему птенчику журавлёнку, который не хотел покидать тёплые края. А каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Дети: - Ласточки, дрозды, соловьи, гуси, утки, иволги, трясогузки, малиновки.
Восп-ль: - Все они возвращаются в родные края, лучше, роднее которых нет на всей земле! Как они устали после долгого пути! Давайте беречь их жизни, не мешать, им своими криками выводить птенчиков, беречь деревья, кусты, где они гнездятся. А ещё поучимся у птиц так же любить свою Родину, где мы родились и выросли, где жили наши предки. Именно об этом хотел нам рассказать великий русский художник Алексей Саврасов, который все свои картины посвятил любимой России, родной русской природе. И об этом говорится в стихотворении, которое вы сейчас прочтёте. (Дети читают стихотворение по картине).
Восп-ль: - Берёзки – это символ нашей Родины. Давайте нарисуем русскую берёзоньку с грачиными гнёздами и весёлых, радостных грачей, вернувшихся из тёплых стран. (Дети рисуют березу с гнёздами, грачей).
Воспитатель вывешивает на доску готовые работы и благодарит детей.
Стихотворения (на выбор) по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Промчались метели, вновь воды шумят,
Грачи прилетели, кричат и галдят.
Хлопот у них много, пора гнёзда вить,
Чтоб детям их, птенчикам, было, где жить.
Как воздухом Родины сладко дышать,
Ведь в странах чужих им пришлось зимовать.
Грустили по русским берёзкам они,
А нынче так радости снова полны!
И колоколенки медленный звон
Им ласково вторит : динь-дон, динь-динь- динь –дон!
Т. Ю. Плоткина
Задворки сельские убоги и невзрачны,
Нет праздничной и яркой красоты,
Но вдруг приметишь: воздух так прозрачен,
В нём столько нежной ласки, теплоты…
В нём привкус от дымка, что вьётся
Над деревенским домом из трубы,
И сердце радостно прозреет, отзовётся,
Сторонушка родная, - это ты!
Ведь в этих сереньких домишках речь родная
И печи русские так щедры на тепло!
И крик грачиный в небо улетает
И радостно несётся за село.
Совсем пернатые от счастья ошалели:
Их воздух Родины ласкает и пьянит!
Весны всё ждали, а потом летели
Так долго-долго до родной земли.
И пусть изогнуты корявые берёзки,
Но в них такая нежность и душа,
На тонких ветках почки, словно слёзки,
Вновь жизнью наливаются дыша.
И верба тонкая готова распушиться,
На воскресенье вербное поспеть.
Родная Русь, ну как же не влюбиться в красу твою
И как же не воспеть!
Т. Ю. Плоткина