Татьяна Плоткина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Галерея шедевров»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по картинам «Золотая осень» И. С. Остроухова и И. И. Левитана.
Тема: «Золотая осень на картинах И. И. Левитана и И,С. Остроухова.
Цель: Используя приём сравнения, познакомить детей с картинами «Золотая осень» Исаака Левитана и Ильи Остроухова.
Задачи:
1. Формировать у старших дошкольников умение рассматривать, анализировать пейзажные картины.
2. Сравнить два разных подхода к изображению осени у художников
Левитана и Остроухова: панорамный (вид издалека) у Левитана камерный (вблизи) у Остроухова.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Галерея шедевров“» размещена в разделах
3. Воспитывать в детях умение оценивать и чувствовать красоту картины в целом и в отдельных её фрагментах.
4. Обогащать словарный запас детей: работа над образованием притяжательных прилагательных знакомство с новыми словами: панорамный, коллекционер.
Оборудование: репродукции картин «Золотая осень» Левитана и Остроухова, запись музыки Георгия Васильевича Свиридова «Весна и осень» к фильму «Метель», Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из музыкального альбома «Времена года», корзина с бумажными белыми листочками, карандаши, пастель.
Предварительная работа:
1. Чтение стихов об осени: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», А. Некрасова «Славная осень.», И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной,», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье!».
2. Пластилинография «Осеннее дерево».
3. Заучивание с детьми стихотворений по картинам И. Левитана и
И. Остроухова.
4. Размещение в группе репродукций картин «Золотая осень».
Ход занятия:
Усаживайтесь поудобней, подготовим свою душу, сердце к чудесному, сказочному путешествию, А помогут нам в этом художники. Своей волшебной кистью они могут остановить даже время. Например, за окнами зима, деревья спят в снежных одеяниях, а мы можем полюбоваться настоящей золотой осенью, словно на машине времени вернуться в эту прекрасную пору. Воспитатель читает пушкинские строчки:
-Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
-Кто автор этих изумительных строчек?
(Ответы детей).
Восп-ль: - Красоту осени воспевают поэты, художники. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с репродукциями двух замечательных картин. Давайте вспомним, как они называются и кто их написал. (Ответы детей).
Восп-ль: - Подойдём поближе и рассмотрим их. (Звучит музыка Г. Свиридова «Осень» из кинофильма «Метель»).
Восп-ль: - Представьте, что мы идём по берегу реки, которую изобразил Исаак Ильич Левитан. Что мы видим слева от реки?
Дети: - Мы видим тонкие берёзки.
Восп-ль: - В какой наряд одеты берёзоньки?
Дети: - Берёзки одеты в золотой наряд из жёлтых листиков.
Восп-ль: - На что похожи эти тонкие белоствольные деревца?
Дети: - Они похожи на горящие свечки.
Восп-ль: - Что вы чувствуете, глядя на эти красивые, нарядные берёзки?
Дети: - Они нам очень нравятся! Мы радуемся и любуемся их красотой!
Восп-ль: - А теперь посмотрим под ноги. Что вы видите? Какого цвета трава?
Дети: - Под ногами у нас зелёная травка, а на ней под берёзками лежат жёлтые листочки.
Восп-ль: Верно! Только, если присмотреться внимательно, мы увидим, что травка тоже местами пожелтела от холодных осенних ночей. А листочки под берёзками похожи на россыпь золотых монет. Дух захватывает от сияющей красоты нарядных берёзок. Особенно хороша одинокая берёзонька на другом берегу. Она словно смотрится в воду, любуется собой.
На дальнем плане картины видны маленькие домишки. А почему художник изобразил их такими маленькими?
Дети: - Всё, что находится вдали, кажется нам маленьким, и поэтому предметы так и рисуются в уменьшенном размере.
Восп-ль: - Правильно, молодцы! И мы на рисовании пользуемся этим приёмом.
А над всей этой красотой Левитан изобразил бескрайнее голубое небо с лёгкими белыми облаками. Картина так прекрасна, что хочется говорить о ней стихами. (Дети читают стихотворение по картине).
Физкультминутка.
Восп-ль: - Давайте представим себя деревцами и помашем руками, как ветками. (Дети встают и машут поднятыми руками).
Восп-ль: - А теперь пособираем золотые листочки с земли, наклоняясь к каждому. (Дети «собирают листочки»).
Восп-ль: - Покажем руками, как листочки падают и кружатся на ветру. (Дети выполняют задание).
Восп-ль: - Спасибо! Я словно побывала в осеннем лесу. Садитесь. Исаак Ильич Левитан написал осенний пейзаж (вспомним и повторим, что такое пейзаж, показав нам бескрайние дали нашей прекрасной Родины.
А вот другой художник, - Илья Семёнович Остроухов, решил рассмотреть осеннюю красоту поближе и показать нам каждый листочек, каждую веточку осенних деревьев вблизи. Как он назвал свою картину? (Ответы детей). Какие деревья он написал на переднем плане? Обратите внимание на их листочки.
Дети: - На переднем плане мы видим липу и клён.
Восп-ль: - Правильно. Листья у них разные и по форме и по размеру. А на что они похожи?
Дети: - У липы листочки маленькие, они похожи на сердечки, или на золотые монетки, а у клёна листья большие, резные. Они похожи на корону, на веер.
Восп-ль: - Согласна. А как эти деревья можно назвать, одним словом?
Дети: - Это лиственные деревья.
Восп-ль: - Молодцы! А на картине Левитана мы можем рассмотреть форму листочков?
Дети: - Нет, деревья стоят слишком далеко от нас.
Восп-ль! : – Молодцы! Догадались! А на картине Остроухова мы словно стоим рядышком с этими деревьями и нам виден каждый листочек. Посмотрите, клён с липой стоят, словно обнявшись, и тихонько перешёптываются, а справа тонкая берёзка-подросток тянет свои веточки к клёну. На заднем плане картины мы видим старые причудливо изогнутые деревья. Стволы и ветки всех деревьев тёмные. Похоже, что прошёл дождик, промочил деревья, а влажные стволы и ветви всегда темнеют. На их фоне ещё ярче горит, сияет золото листвы.
-А кого мы видим на дорожке?
Дети: - На дорожке мы видим двух сорок-белобок.
Восп-ль: - А кто заметил третью их подружку?
Дети: - Она сидит на дереве!
Восп-ль: Умнички! Какие вы внимательные!
Поэтому картина раскрывает вам свои секреты. А мы, в благодарность ей и художнику Илье Остроухову прочитаем стихотворение по этой картине. (Дети читают стихотворение по картине).
Восп-ль: - Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Скажем большое спасибо художникам Исааку Левитану и Илье Остроухову за эти прекрасные полотна (можно ещё так называть картины). А увидеть мы их можем, то есть встретиться с их подлинниками в Третьяковской галерее. Этот прекрасный дворец для русских картин подарил Москве и всем нам замечательный человек, купец, знаменитый коллекционер Павел Михайлович Третьяков который очень любил русских художников. И мы сейчас с вами тоже ненадолго сможем побыть маленькими художниками. В моей корзинке лежат белые, бесцветные листочки Зима заколдовала их, отняла у них краски. Давайте поможем вернуть листочкам их краски, сделать их снова нарядными, цветными, осенними. (Дети раскрашивают листочки).
Воспитатель прикрепляет листочки к доске, приглашает детей полюбоваться ими. Под музыку Свиридова дети прощаются с картинами.
Стихотворение по картине И,И. Левитана «Золотая осень».
Словно царство золотое вдруг привиделося мне:
Левитановская осень замерла на полотне.
Вот берёзоньки-подружки, словно свечечки стоят
И над синею речушкой весело листвой шумят.
А одна к воде сбежала и любуется собой,
Золотое покрывало на плечах берёзки той.
Холодна в реке водица, но прозрачна и чиста.
Осень, милая сестрица, золотая красота!
Стихотворение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
Что за чудесная картина:
Художник осень написал.
Причудливый наряд деревьев
С такой любовью показал!
Давай пройдёмся по дорожке,
Спугнём болтливых двух сорок,
Пошелестим листвой немножко,
Поймаем в воздухе листок.
Как в парке влажно и прохладно,
А в воздухе дрожит печаль…
Ведь деревцам свои наряды
Все растерять, конечно, жаль.
Но мы успеем насладиться
Всей этой сказочной красой.
Спасибо осени сестрице
За этот праздник золотой!
Плоткина Т. Ю.