Получи документы

Конспект занятия «Чум родной мой — это тундра вся»

Галина Герасимова
Конспект занятия «Чум родной мой — это тундра вся»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитывать интерес к культуре и традиции ненцев.

Задачи:

• стимулирование активной умственной деятельности воспитанников;

• воспитание чувства любви и уважения национальным обычаям;

• развитие познавательной активности и мыслительной деятельности воспитанников.

Форма проведения: познавательная игра

Ожидаемый результат: расширение знаний воспитанников о крае, в котором они живут.

Ход игры

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, дорогие гости! Я рада нашей встрече! Ведь каждая встреча - это новые друзья, это интересные открытия, …

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Публикация «Конспект занятия „Чум родной мой — это тундра вся“» размещена в разделах

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца – это вам.

Улыбнитесь друг другу.

- А чему будет посвящена наша встреча, догадаться не сложно? Нужно разгадать загадку.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет с семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

9

Воспитатель. Да правильно – тундра. У каждого человека есть место, где он родился и вырос. У каждого из нас есть маленькая родина. А для - вас это тундра, край суровый, но такой родной и любимый. Как говорил Леонид Лапцуй «Чум родной мой – это тундра вся». Многие из вас любят жизнь и быт в тундре, помогают родителям в нелегкой работе оленеводов и чумработниц.

Жить на Севере в согласии с природой – это значит выжить. На протяжении многих веков складывались особые отношения между природой и нашими предками. Любой предмет кочевого быта – будь то нарта или чум, малица или обувь - доведен народом до совершенства. Но еще меньше известно об уникальных свойствах традиционных жилищ. Внешняя форма жилищ у многих северных народов принимает форму простых геометрических тел - конуса, и других - независимо от культурных связей и форм хозяйственной деятельности

Воспитанники разделились на 3 команды, и каждая команда будет представлять свою сферу традиционного уклада жизни и быта в тундре. За каждый правильный ответ получите чумик. Начинаем нашу увлекательную и познавательную игру.

Воспитатель. Вспомни дом из шкур и скажи, дружище, как назвал оленевод скромное жилище? (Чум).

Первая команда представляет чум.

Чум – традиционное любимое жилище ненцев. По преданию северных народов человек и чум появились почти одновременно. Трудно даже представить, что на ровной, навсегда промороженной земле, покрытой метровым слоем снега, в 40-50 градусные морозы ставится чум. Чум – это самое совершенное жилище в тундре. Он легкий, быстро собирается, разбирается и переносится.

Основное жилище ненцев — чум — сооружался из 30-50 шестов, покрывался двумя слоями оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренний слой шкур клали шерстью внутрь, а верхний – наружу. Летом покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо 40 шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находится до 20 человек.

Вопросы команде.

• Почему чум имеет форму конуса? (Такая форма оказывает наименьшее сопротивление ветру. Это значит, что чум устоит в самую сильную пургу).

• Из какого дерева делают жесты для чума? (Из ели).

• Как называется центральный шест, который предназначен для подвешивания котла (Симза).

• Как называются основные шесты ненецкого чума? (Макода)

• Как называются простые шесты ненецкого чума? (Нгу).

• Как называются покрышки для чума? (Нюки).

• Как называется отверстие верхней части чума? (Мякодаси).

• Как называется внутренний слой покрытия чума? (Мнейко).

• Как поступает житель тундры, оказавшись в пургу на открытом пространстве? (Вырывает ямку в снегу, сооружает «куропачий чум», втыкает хорей и пережидает не погоду).

Воспитатель.

1. В ночь беззвездную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Вторая команда расскажет про оленя.

Северный олень являет собой крупного рогатого зверя с удлиненным телом (180 – 220 см) и невысокими конечностями. Все животного составляет 100 – 220 кг. У оленя слегка горбоносая голова, длинная шея, небольшие притупленные на концах уши и выдающийся сзади хвостик. На шее длинные волосы образуют гриву. Отличительная черта северных оленей состоит в том, что и самки. И самцы носят рога. В природной среде продолжительность жизни оленей – 12 лет. В неволе могут жить до 25 лет.

Олень на Ямале – животное священное. Ненцы называли себя «детьми оленя». Он обеспечивает тундровиков пищей, одеждой, а также олень – это главное средство передвижения.

Вопросы команде.

• Основной корм северного оленя?

• Чтобы постичь оленеводческие навыки малыши изучали повадки маленького олененка. Как называется прирученный с детства олень? (Авка)

• А как называется дикий олень? (Илебць)

• Какого оленя называется менаруй? (Вожак стада)

Этих животных различают по масти:

«Сэр паны»? (Белый олень)

«Падвы»? (Пестрый олень)

«Париденя»? (Черный олень)

«Харха»? (Серебристый олень)

• Как называются молодые рога олени? (Панды)

• Собака лает, свинья хрюкает, а олень? (Хоркает)

• Как называется шкура ноги оленя, используемая для изготовления обуви? (Камус)

• Что какое каслание? (Перегон оленей на новые пастбища)

• Какую площадь выедает олень за один день? (1 га).

• Почему летом каслают через 3-4 дня, а зимой через 10-12 дней.

• Как оленеводы отличают своих оленей от чужих? (ставят клеймо на шкуре оленя – пидтемя)

Воспитатель. Фольклоре ненцев часто упоминается о том, что благополучно живущий человек, т. е. счастливый – это тот, у кого есть хорошая… (одежда).

Поэт Р. Ругин сказал об особенностях национальной одежды следующие слова:

Коль слаба твоя одежда –

Сам на себя тогда пенай.

Как недозревшая морошка,

Замерзнешь в камень,

Так и знай.

3 команда расскажет про одежду ненцев.

Мужская одежда обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная для условий Севера одежда, закрывавшая человека с головой. Ее носили зимой и летом, на улице и в жилище. Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.

Женская одежда была более сложной. Это распашная шуба – паны. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Украшали одежду орнаментом. Верхняя часть шубы в женской одежде делается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками - называется ягушка. Поверх паны надевают чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинным поясом из ткани. Богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду шьют из сукна и х/б ткани, украшали аппликацией

Вопросы команде.

• Назовите зимнюю мужскую верхнюю одежду. (Малица)

• Назовите зимнюю женскую верхнюю одежду. (Ягушка)

• Носят ли ягушку мужчины? (Может одеть шаман во время обряда)

• Мех, какого зверя является самым ценным у ненцев? За шкуру этого зверя можно купить оленя, им украшают женскую одежду. (Соболь)

• Без какой традиционной обуви ненецкие охотники и оленеводы не отправлялись в тундру зимой? (Кисы)

• Главный атрибут в мужской одежде оленевода? (Пояс)

• Чем можно украшать пояс? (Бисер, драгоценные металлы, ценные кости)

• Для чего служит клык медведя? (Служит оберегом от злых духов, приносит удачу в охоте)

• Как называется ненецкая сумка для хранения женских принадлежностей? (Туча)

Воспитатель. Команды приготовили друг другу загадки: 1 команда задает 2 команде, 2 команда – 3, а 3 команда – 1.

Загадки про оленя (1 команда)

1. Лес не лес, туча не туча – то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (Оленье стадо)

2. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

3. Два развесистых куста. (Олень)

4. Летом меховые, зимой – берестяные. (Рога оленя)

5. Никакой богатырь бросить не может. (Шерсть оленя)

6. В ночь беззвёздную до чума кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье? (Олень)

7. Посмотри, какой он рябенький и задиристый на вид, и уже на ножках слабеньких, хоть качаясь, но стоит! … Кто? (Новорождённый оленёнок)

8. Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках бежит, обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

9. Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись. (Копыта оленя)

Загадки про одежду (2 команда)

1. По одному отверстию войдет, по трем местам выйдет (Человек в малице)

2. Утром сосчитает, вечером сосчитает (Застежки у ягушки)

3. У старухи нос курносый, у старика – широкий. (Женские и мужские кисы)

4. По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет. (Человек в малице)

5. Пять остяков в одном чуме живут. (Рукавицы)

6. Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет. (Меховые чулки)

7. У старухи нос курносый, у старика - широкий. (Женские и мужские кисы)

8. У старика нос плоский, у старухи нос острый. (Узоры на пимах)

Загадки о жилище ненцев (3 команда)

1. Старика - волшебника одевают и раздевают. (Чум)

2. Стоят ровными рядами ребра кита, освобожденные от мяса. (Корпус чума без нюков)

3. В чум входящего бьют, на улицу уходящего бьют. (Дверь чума)

4. Волшебник на железе посреди чума стоит – и угостить может, и укусить может. (Огонь очага)

5. Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит. (Собака)

6. Где он стоял, то место почернело. (Место старого чума)

7. Два друга сто друзей держат. (Шесты - основа чума)

8. Два воробушка вечером к небу стремятся. (Нюковые колпачки)

Подведение итогов.

Рефлексия «Чум моей мечты»

Чум – это любимое жилище, место, где вам тепло и уютно. Сейчас каждая команда построит чум. Предлагаю каждой команде набор из 4-х нюков. На одном из нюков написано слово здоровье, на другом – улыбка, а в третьем – семья. Сумейте договориться, из каких нюков будете делать чум. Придумайте названия остальных нюков, которыми вы накроете чум.

Использованная литература

1. Борко Т. И., Галкин В. Т. – Культура народов Ямала. Тюмень: Издательство ИПОС РАН, 2013. – 212с.

2. Няруй В. Н. – Ненецко-русский этнопедагогический словарь: Учебно-методическое пособие для воспитателей школ-интернатов семейного типа. М. : Вентана-Граф, 2006. – 456с.

3. Петрова В. П., Харючи Г. П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа. - Томск: Изд-во Томского ун-та. - 2009. – 221с.

4. Северные родники / автор-составитель Л. В. Федорова, Тюмень: Изд-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2011. – 201с.

5. Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению 2 класс / автор - составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС РАН, 2013. – 184с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Слава армии родной» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №115» Заводского района Г. Саратова Конспект по образовательной области «Познание» (Ребёнок.

Конспект занятия «Родной край» музыкальное занятие Тема: «Родной край» Цель: Закреплять способности детей к построению ассоциативных аналогий между музыкальными образами.

Конспект занятия «Мой родной город Саранск» Программное содержание: Уточнить знания детей о городе Саранске, закрепить представления детей о том, что Саранск город Мордовии. Учить.

«Мой родной край». Конспект занятия Программное содержание: Образовательные задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками,.

Конспект занятия по краеведению «Мой родной край» Конспект: «Мой родной край» Цели и задачи: расширять представления детей о природе родного края; учить детей.

Конспект занятия «Югра — наш край родной» Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе по теме «Югра – наш край родной» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект занятия по экологии «Земля — наш дом родной»Конспект занятия по экологии «Земля — наш дом родной» Цель: Сформировать представление о Земле, развивать любознательность,внимание,интерес к экологии,любовь к природе. Вызвать стремление беречь.

Конспект занятия в ДОУ «Мой край родной» Конспект НОД с использованием икт в подготовительной группе. Тема:«Мой край родной». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,.

Презентация «Проект «Здравствуй, тундра!» Вид проекта Познавательно-речевой По продолжительности – краткосрочный (1 неделя) УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Дети старшей группы, воспитатели,.

Конспект занятия «Саратов — мой город родной» Саратов – мой город родной Цель: познакомить воспитанников с понятием «история»; представить основные исторические этапы развития Саратовской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Чум родной мой — это тундра вся»
Опубликовано: 4 мая 2019 в 16:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Чум родной мой — это тундра вся»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Герасимова (УИ 313091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД