Кристина Леонова
Чудесная капля воды для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Чудесная капля воды для детей средней группы
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
2. Познакомить детей со свойствами воды: — прозрачность, — не имеет вкуса и запаха, — вода — растворитель, — вода обладает памятью.
3. Продолжать формировать навыки проведения лабораторных опытов.
Публикация «Чудесная капля воды для детей средней группы» размещена в разделах
4. Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
5. Продолжать формировать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Предварительная работа:
-рассматривание глобуса, карты мира; -проведение мини-беседы «О пользе воды»;
-чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дюймовочка»; -заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, кружки, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, краски, кисти, листы бумаги.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть
Воспитатель: Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии — отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать и играть. Где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Ответы детей: Стихи о роднике, реке, море. (на доске иллюстрации различных водоемов)
Игровой практикум «Мама Тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу. — Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. — Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя). Воспитатель: Где встречается капелька воды? Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане… Воспитатель: А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы сядем за стол и начнем наш эксперимент.
Основная часть.
Исследование «Волшебная вода».
Воспитатель: Запомните правила проведения экспериментов:
— Не шумите – этим вы мешаете другим.
— Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
— Слушайте воспитателя.
— Внимательно следите за результатами опыта.
— Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод. (Дети проходят к рабочим столам. На столах кружки, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой).
Воспитатель опускает в стакан с молоком ложку. Спрашивает: «Видна ли ложка?»
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои ложки. Хорошо ли вам видны ложки?
Ответы детей: Видны хорошо. Воспитатель формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность.
Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.
Ответы детей: Вода без вкуса.
Воспитатель: Пахнет ли вода чем-нибудь?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? Ответы детей: Сахар растворяется.
Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?
Ответы детей: За завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель. Воспитатель: Вода обладает памятью. Об этом говорят ученые всего мира. Вода способна запоминать свет и звук, слова и даже мысли. От того, как мы будем относится друг к другу зависит наше здоровье, наше настроение, наша жизнь. Вспоминаем фрагменты из сказокв: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дюймовочка».
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?
Ответы детей: Напился из копытца заколдованной воды. Ведьма передала плохую мысль воде.
Воспитатель: почему вырос в горшочке цветочек и появилась Дюймовочка?
Ответы детей: добрая Волшебница дала семечко. Женщина с любовью заботилась, поливала, ухаживала за семечком. Вот и появилась хорошенькая девочка – Дюймовочка!
Вывод: от хорошей мысли – добро, от плохой – зло.
Воспитатель формулирует итог всего эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.
Заключительная часть.
Творческая работа. Дети выполняют творческую работу по рисованию на тему «Чудесная капля воды».