Наталья Мамаева
Консультация логопеда «Что же делать. Пути решения проблемы»
▼ Скачать
Родители с нетерпением ждут первых слов своего малыша, загадывают, какое слово будет произнесено первым «мама» или «папа». Затем каждое слово встречается родителями с восторгом, но едва ли они представляют, какая предварительная работа проделана их малышом. Для того, чтобы слово закрепилось в активном словаре ребенка, необходимо 150 совпадений слова и предмета, которое оно обозначает. Словарный запас в 1 год составляет 3 – 4 лепетных слова, ребенок понимает простую инструкцию, сопровождаемую жестом. воображение. Полуторогодовалый ребенок впервые увидев усатого мужчину В 1 год 3 месяца словарный запас 6 слов, простую инструкцию понимает без жестов. В 1 год 6 месяцев словарный запас достигает 7 – 10 слов, а в 2 года – уже не менее 50 слов. В этом возрасте ребенок понимает двухэтапную инструкцию. Использует предложение, состоящее из двух слов. Слова со стечением согласных представляют затруднения (текло – стекло).
Публикация «Консультация логопеда „Что же делать, Пути решения проблемы“» размещена в разделах
При минимальном словарном запасе дети умудряются комментировать все и вся. Одно слово обозначает сразу несколько предметов, явлений, действий. Например, слово «собака» - это и собственно собака, и меховое манто, и собачий лай и проявление испуга. Замены слов порой прокомментировал «Брови!». Его просьба начать или прекратить массаж выглядит так: «Мама, массаж!» и «Мама, не массаж!». Двухлетний малыщ, обнаружив подтаявшие шоколадные конфеты, не задумываясь, констатировал : «Конфетки завяли!». Кроме того, к двум годам ребенок в состоянии различать правильно и неправильно произносимые другими людьми звуки, несмотря на многочисленные искажения и замены в собственной речи. Ребенок, который воспитывается в нормальной речевой среде, с недоумением смотрит на взрослых, пытающихся с ним сюсюкаться, наивно пологая, что такое общение более доступно ребенку. Стоит разочаровать любителей поговорить «детским» языком – ребенку трудно понять искаженную речь, если его окружает полноценная речевая среда. Хуже обстоит дело, когда все окружение заменяет нормальное общение сюсюканием. Итог однозначно печален. В литературе описан случай, произошедший с японской девочкой, мама которой не решалась ехать с мужем в дальнюю командировку из-за новорожденного ребенка, а переехала из города в селение к своим родителям. Жители этой деревни говорили на диалекте. Когда девочки исполнился год, они вернулись в город. А в 1,5 – 2 года она начала активно осваивать речевое общение, родители с изумлением отметили, что их ребенок разговаривает на диалекте той местности, в которой она провела год своей жизни.
В 2 года 6 месяцев дети используют местоимения «я, ты, мне», употребляют предлоги в, с, у, на. В их словарном запасе более 20 прилагательных. Появляются сложные предложения сначала без союзов, а затем и с союзами. Усваиваются звуки с, л, в, р. Возможно смешение звуков, сходных по артикуляции (шиска – шишка).
В 3 года словарный запас приближается к 300 словам, а у некоторых детей количество адекватно употребляемых слов гораздо больше. Используются предложения из 3х и более слов, появляются сложноподчиненные предложения, правильно используются простые предлоги и многие союзы (чтобы, потому что и др., перестановки, пропуски слогов в слове встречаются редко, за исключением малознакомых слов. Заканчивается усвоение стечения согласных. Ребенок правильно произносит шипящие звуки (ч,ш,ж,щ) и свистящий «ц».
В 4 – 6 лет звуковая сторона усвоена полностью. Отсутствие, замена звука на другой или его неточное воспроизведение расцениваются как признак какого – либо речевого нарушения. Практически усваиваются все грамматические формы, предлоги используются в разнообразных значениях. Для ребенка не составляет труда передать содержание знакомой сказки. Пересказ может состоять из 5 - 6 предложений. В этот же период ребенок начинает овладевать навыками письменной речи (чтением и письмом).
Исходя из всего выше перечисленного, хотелось бы призвать родителей быть внимательным к детским проблемам, не откладывать визит к специалисту в долгий ящик, не ждать, что пройдет само собой, что ребенок заговорит не в 2 года, так в 5 лет. Такое, к сожалению, бывает часто. Нужно помнить, что с момента рождения до трех лет ребенок усваивает столько же информации, сколько потом он усваивает в период до 17 лет, а речь – важнейший компонент полноценного развития психической, интеллектуальной и познавательной деятельности ребенка, становления его «личности. 2
Если же до школы не решены речевые проблемы, то, к величайшему сожалению, у подавляющего большинства детей с речевыми проблемами реальная успеваемость по родному языку соответствует отметкам «2» и «3» по пятибалльной шкале. Достаточно часто к нарушениям устной речи добавляются нарушения письменной речи, так называемая «дисграфия» - нарушение письма и «дислексия» - нарушение чтения. И лишь совсем небольшая группа детей с речевыми особенностями не испытывает сложности в изучении родного языка. Это те дети, у которых сохранны все компоненты речи, кроме произношения отдельных звуков
Чтобы предотвратить неуспеваемость и сгладить возможные негативные последствия психического развития ребенка с речевыми проблемами, во многих общеобразовательных школах введена должность учителя – логопеда. Задачей специалиста является своевременное выявление и оказание своевременное выявление и оказание квалифицированной помощи детям со своеобразным речевым развитием, а также сопровождение детей, посещавших логопедические детские сады, логопедические группы детских садов, занимавшихся в специализированных центрах и поликлиниках.
Необходимо отметить тот факт, что родители, замечая речевые особенности детей не всегда обращаются за помощью к логопеду, первые их вопросы адресованы чаще всего врачам – педиатрам, невропатологам. И, к величайшему сожалению достаточно часто получают совет подождать, когда ребенку исполниться пять лет. Получившие такой совет родители добросовестно ждут, когда же речь будет соответствовать возрасту. Чаще всего не дождавшись речевого прорыва они приводят ребенка к логопеду. И бывает это, как правило, уже непосредственно перед поступлением в школу. Становиться ритуальным диалог между родителями и специалистом: «Где же вы раньше были?». «А нам сказали, что нужно подождать. Если же ребенок к пяти годам не заговорит, тогда только обращаться к логопеду. Вот мы так и сделали». А, жаль.