Приложение МААМ

Консультация «Что такое эрготерапия и как она помогает детям с РАС»

Татьяна Левитских
Консультация «Что такое эрготерапия и как она помогает детям с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы

Эрготерапевтический эффект имеет комплексный характер и может проявляться на нескольких уровнях, в частности, на телесном, сенсорном, эмоциональном и когнитивном.

На телесном уровне объектами внимания являют:

• активность и самостоятельность ребенка, его способность к спонтанным, самопроизвольным движениям;

жизненно важные функции организма: дыхание, питание, пищеварение;

функционирование органов восприятия: глаз, ушей, вестибулярного аппарата, кожной чувствительности, органов обоняния и вкуса;

Публикация «Консультация „Что такое эрготерапия и как она помогает детям с РАС“» размещена в разделах

координация движений: рука-рот, глаз-рука, рука-нога, а также произвольное использование рук и ног, поворот и поддержание равновесия при прыжках, беге, подъеме по вертикальной лестнице; умение ездить на велосипеде, играть в футбол и другие игры с мячом;

• рефлексы / реакции;

• оценка и измерение пределов своих возможностей.

На сенсорном уровне особое внимание уделяется качеству ощущений, которое проявляется через такие способности, как:

• ориентация на слух и реакцию в сочетании с активностью других органов чувств;

• визуальная ориентация в сочетании с активностью рук и туловища;

• восприятие контакта с другими людьми и предметами, правильная реакция на них в соответствии с ситуацией;

• чувство вкуса и запаха, наличие адекватной реакции на них.

На эмоциональном уровне в первую очередь проявляются следующие способности:

• выражать чувства и потребности, а также адекватно реагировать на происходящее;

• устанавливать контакт, демонстрировать готовность к диалогу, поддерживать общение и получать удовольствие от совместной деятельности;

• быть мотивированным и креативным;

• подражать чужому опыту, экспериментирование;

• учиться методом проб и ошибок;

• адекватно реагировать на успехи и неудачи;

• придерживаться правил и порядка игры;

• отражать свое состояние с помощью мимики, жестов, языка тела.

На когнитивном уровне внимание уделяется следующим способностям:

• умение внимательно слушать, проявлять интерес к играм;

• распознавать людей, цвета, формы, ориентироваться в пространстве и времени;

• быть осторожным с незнакомцами;

• понимать речь в соответствии с возрастом;

• планировать действия;

• исследовать объекты, обрабатывать полученную информацию, устанавливать взаимосвязи;

• концентрироваться, принимать участие в любом деле, выполнять поручения;

• быть в курсе действий, иметь предпочтения и интересы; задавать вопросы.

В процессе эрготерапии могут быть достигнуты следующие цели:

• интеграция ощущений как основа для соответствующего возрасту моторного, сенсорного и когнитивного развития;

• усиление собственной активности как основы для развития независимости в повседневной жизни;

• улучшение взаимодействия и коммуникации с внешним миром;

• стабилизация всех основных функций с целью обеспечения адекватного развития и снижения вероятности попадания в опасные ситуации из-за определенных нарушений.

Правила организации и проведения занятий по сенсорной интеграционной терапии.

Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребенок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.

Занятия по сенсорной интеграционной терапии проводятся в игровой форме. Помните, что игра в основном руководствуется внутренним желанием ребенка. Принуждение здесь чревато потерями. Просто создайте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он не сможет справиться с этим сам. Не объясняйте это логически, покажите это на практике! Поощряйте ребенка чувствовать свою силу, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат его интерес, не позволят ему отказаться от попыток: горка песка может превратиться в огромную пустыню, рытье ямы – в охоту за сокровищами. Дайте волю своему воображению – и ребенок получит еще больше пользы и удовольствия от игры.

Играя в мяч с нормально развивающимся ребенком, вы ожидаете, что с каждым новым броском он будет брать мяч более ловко или, по крайней мере, его ловкость не уменьшится. Дети обычно учатся непосредственно во время игры и сохраняют приобретенные навыки, потому что их нервная система остается организованной. Но не ожидайте того же от ребенка с расстройством сенсорной интеграции. Сбои в сенсомоторных процессах сделают игру неравномерной: она может улучшиться на несколько минут, а потом снова ничего не получится. Вооружитесь терпением: пусть ребенок будет неуклюжим, пропустит мяч, бросит его не в ту сторону. Именно так он учится, и ваше терпение облегчит ему овладение этим навыком. Они также помогают сделать игру более эффективной. Его броски и удары руками, возможно, не идеальны, но если он счастлив, это, вероятно, означает, что кирпичики в его мозгу складываются должным образом. Ваша задача - "обеспечивать тыл" на протяжении всей игры.

Материалы и оборудование для проведения занятий по сенсорной интеграционной терапии в домашних условиях

Специальное оборудование для занятий.

Чтобы практиковать терапию сенсорной интеграции, вам могут понадобиться горки, различные виды качелей, гимнастический инвентарь, батут, тележки, а также специальное терапевтическое оборудование - роликовые доски, туннели, большие коврики и подушки, эластичные гамаки.

Необязательно иметь дорогие игрушки для занятий. Часто старая ложка или любой другой предмет домашнего обихода оказывается любимой игрушкой. На самом деле, эта ложка может оказаться гораздо лучшим стимулятором для развития сенсорной интеграции, чем дорогие игрушки. Игра должна давать ребенку много возможностей для использования воображения и творческих способностей, и ребенок не должен все время бояться, что он разобьет предмет.

Пустые картонные коробки, пластиковые бутылки, тюбики, толстые веревки, кухонная утварь, куски пенополистирола, подушки и другие вещи, которых в доме много, – все пойдет в дело. Не беспокойтесь о том, как их адаптировать: ребенок сам что-нибудь придумает!

Кубики хороши для домашних игр. Игрушки, которыми нельзя манипулировать, не подходят, а вот те, которые разжигают фантазию – костюмы для переодевания, куклы – наоборот, приветствуются. Чем легче в них играть, тем больше возможностей у ребенка использовать их в различных видах игр

Из одного или двух одеял, сложенных вместе, можно сделать валик. Даже просто кататься, лежа на нем, уже доставляет удовольствие. Постройте полосу препятствий, где вам нужно ползать на животе, на четвереньках, карабкаться, прятаться, прыгать на месте и т. д. Меняйте препятствия каждый раз после того, как ребенок успешно их преодолеет, чтобы у него появились новые адаптивные реакции. Работа по дому из-за сильных мышечных сокращений дает множество тактильных ощущений и сигналов от мышц и суставов.

При покупке игрушек отдавайте предпочтение тем, которые требуют движений всего тела или ручной работы. Трехколесные велосипеды, скакалки, горки, качели, лошадки-качалки, турники, кубики, мозаики, конструкторы и другие подобные игрушки - вот ваш арсенал. Тот факт, что вы можете только толкать или переносить (например, собаку на колесах, не имеет большого значения для сенсорной интеграции и не требует никаких адаптивных реакций. Хорошие игрушки не предполагают раз и навсегда заданных действий и допускают разнообразное использование, так что ребенок привлекает воображение, создавая свою собственную игру.

Примеры игрушек для сенсорной интеграционной терапии, изготовленных из подручных материалов

Пустая пластиковая бутылка из-под напитка. Наполните его разноцветными бусинами, стеклянными шариками, чем угодно, что будет издавать приятный звук, когда ваш малыш начнет двигать его и поднимать. Это хороший урок для раннего развития навыков двусторонней координации рук, поскольку вы должны брать бутылку обеими руками.

Пластиковая оберточная бумага "пузырь". Это материал, в который упакованы многие хрупкие предметы и электроника. Его можно использовать для развития различных типов сенсорных ощущений или силы пальцев при попытке надавить на пузырь так, чтобы он лопнул. Хорошо заботьтесь о ребенке — он имеет дело с пластиком!

Пластиковые коробки для фотопленки. Их можно снять и надеть на крышку; их можно встряхивать, наполняя рисом (крышки достаточно надежны); эти коробки можно даже использовать для воспроизведения соответствующих звуков (наполните каждые две коробки рисом, фасолью, рисовыми хлопьями и различными другими сухими веществами, чтобы получить контейнеры с разным вкусом). звук, к каждому из которых ваш малыш может подобрать по паре).

Картонные коробки. Они используются как табуретки, подставки для ног или "столики" для детей, играющих на полу (вырежьте их полукругом для ног). Это поможет в игре ребенку, который только начинает самостоятельно сидеть. Обувные коробки. Их можно использовать для строительства в виде больших кубов.

Кнопки. С их помощью вы можете научиться поднимать и отпускать мелкие предметы; пуговицы также используются в различных видах детского творчества.

Прищепки для нижнего белья. Их можно использовать для тренировки мелкой моторики.

Многие другие предметы из нашей повседневной жизни, если приложить к ним немного воображения и изобретательности, можно использовать в качестве забавных игрушек, и вам не придется тратить деньги.

Широкие полоски ковра, шелка, шерсти, пушистой ткани, приклеенные к баночкам, помогут ребенку развить тактильную чувствительность. Наклейте на каждую банку не более трех разных полосок. Играя с консервными банками, ребенок научится различать материалы на ощупь. Вы также можете связать или сшить отрезки из разных тканей в ленту, а затем дать ребенку разрозненные кусочки одной и той же ткани и предложить подобрать пару к каждому отрезку на ленте.

Шикарный почтовый ящик можно сделать из любой прямоугольной коробки, чтобы у ребенка была возможность с интересом следить за тем, что туда "пришло". Коробка может быть сделана из проволоки или сетки, чтобы ребенок мог с удовольствием наблюдать, как предметы падают через щель. Коробку можно разделить картонными перегородками на 3-4 секции, и в дополнение к буквам ребенок сможет заполнить эти секции гайками, пуговицами и т. д. Затем покажите ему, что происходит, когда вы удаляете разделы – все содержимое перемешивается. Попросите ребенка достать однородные предметы из коробки.

Детей всегда увлекают игры с исчезновением и появлением предметов. Возьмите большой спичечный коробок с несколькими отделениями (можно склеить обычные спичечные коробки) и положите в каждое из них по предмету, пусть малыш выдвинет то одно, то другое отделение. Другой вариант - проделать одно отверстие в крышке маленькой коробки и еще одно сбоку, ближе ко дну. Ребенок должен положить в коробку стеклянный шарик или другой предмет, а затем, перевернув коробку, заставить его выпасть из отверстия.

Примеры специальных упражнений

Специальные упражнения, направленные на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами.

• изменение положения тела с помощью поворотов

• обведите контур тела массажным шариком

• протирание поверхности тела тканями различной фактуры

• прикосновение и нажатие на предметы различной формы, температуры

• вращение по кругу

• раскачивание на качелях или в гамаке

• перекатывание со спины на живот

• заворачивание в ковер, одеяло, плотные ткани, рулон бумаги

• заползание в замкнутое пространство

• толкание тяжелых предметов

• эластичные ленты

• балансирование на гимнастических мячах

• катание на животе на роликовой доске

• ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности

• прохождение лабиринтов, преодоление препятствий

• стены скалодрома

• прыжки на коврике, матрасе, батуте, в мешке, через веревку

• перетягивание каната

• движения под музыку, пение песен с движениями

• имитация поз и последовательностей движений

• работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс)

Задания с мячом

Обратите внимание. Детям с гиперкинезом легче играть с тяжелым мячом, так как их движения неорганизованны и неуклюжи, и обычный мяч будет постоянно "убегать" от них. Спастичному ребенку, напротив, лучше подойдет маленький и эластичный мяч, так как малыш удерживает предметы, очень сильно сжимая их в руке, поэтому ему будет крайне трудно поднимать и бросать тяжелый мяч. Ребенок с гемиплегией должен играть с большим волейбольным мячом, который заставит его действовать обеими руками. Если малыш умеет держать в руке только палку или шест, ему подойдет игра с мячом, который перевязан резинкой. Ребенку, который действительно хочет бросать и ловить мяч, но не знает, как его держать, можно предложить подушку вместо мяча. Подушечки любого цвета, размера, формы и веса можно изготовить самостоятельно - насыпьте наполнитель из поролоновых шариков в наволочку из материала, который легко моется. Чтобы малышу было веселее и легче ловить мяч обеими руками, пришейте к варежкам липучки и возьмите прилипший к ним мяч.

Задания с кубиками и шариками

Для других игр (таких как конструирование) используются большие и легкие деревянные кубики. Например, вы можете положить их в пакет с цветными или пронумерованными карточками, а затем разложить по группам. Если вы приклеите к кубикам полоски-липучки, чтобы они лучше держались друг за друга, то ребенку будет легче что-то соорудить.

Восприятие формы через игру с шариками и кубиками:

а) дайте ребенку мяч, чтобы он мог рассмотреть его, потрогать и т. д. ;

б) вводите в игру больше мячей - мягких, твердых деревянных, резиновых и т. д. ;

c) бросайте шарики в любой контейнер, чтобы извлечь звук;

d) добавьте кубик в игру с мячом, что позволит малышу ощутить разницу в формах на ощупь и других свойствах - кубик не может катиться;

д) уберите шарики, добавив еще кубиков - и ребенок построит башню, мосты и т. д. ;

е) играя с шариками и кубиками, ребенок ищет способы использовать их одновременно: делает горку из кубиков и пускает с нее шарики, бросает шарики из башни из кубиков и т. д.

В несколько таких коробок, стоящих на расстоянии друг от друга в разных углах комнаты, положите кубики. Ребенок должен найти все кубики и собрать из них определенный узор.

Задания с использованием мягких материалов

Материалы: Бумага (например, бумага разной формы, цвета и фактуры, пальчиковые краски, бумажные полотенца, вода для умывания, специальная рубашка или халат для рисования.

Положите перед ребенком лист бумаги с нанесенной на него пальчиковой краской. Дайте ребенку прикоснуться к краске и испачкаться в ней, чтобы немного краски попало не только на лист, но и на его пальцы. Если ребенок не проявляет интереса и не хочет прикасаться к краске, аккуратно проведите его ручками по краске.

Покажи мне, как размазывать краску по бумаге. Если ребенок не реагирует на вашу демонстрацию, скажите ему еще раз, соответствующим образом двигая его ручками.

Если ребенок сильно сопротивляется, выдавите немного краски в целлофановый пакет и закройте его. Позвольте ребенку "порисовать", перемещая пакетик по бумаге.

Измените плотность краски с помощью воды, песка или муки. Попробуйте рисовать кашей вместо краски. Нанесите пену из средства для мытья посуды, смешанного с водой, или пену из взбитых яиц.

Задания с глиной, тестом, пластилином, другими плотными материалами

Материалы: Различное тесто, глина, пластилин.

Дайте ребенку кусочек глины или теста. Возьмите кусочек для себя и покажите ребенку, как вы его раскатываете, делаете плоским, растягиваете и т. д. Дайте ребенку описание материала ("К нему приятно прикасаться", "Его забавно сжимать"). Если ребенок просто держит пластилин, физически помогите ему раскатать его или растянуть. Поощряйте ребенка предпринимать попытки создать из этого что-то необходимое.

Позвольте ребенку помочь вам приготовить тесто, с которым он будет играть. Позвольте им смешать ингредиенты руками. Измените цвет глины, добавив: краски или пищевые красители. Измените текстуру глины, добавив песок, воду, масло, мыло и т. д.

Пусть ребенок оставит на тесте отпечатки своих пальцев, кистей, стоп или каких-нибудь маленьких игрушек (вы можете сохранить отпечатки, а затем раскрасить их).

Для ребенка, который умеет хорошо подражать, попробуйте показать несколько действий с пластилином, таких как сплющивание, скатывание шарика или змеи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Аппликация помогает ребёнку развиваться»Консультация для родителей «Аппликация помогает ребёнку развиваться» Давайте поговорим о том, чем же полезна аппликация. Аппликация позволит Вам в очень короткие сроки научить вашего малыша различать геометрические.

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" прошло досуговое мероприятие с.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

Консультация для педагогов «Что такое рефлексия»Консультация для педагогов «Что такое рефлексия» Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки.

Консультация для педагогов «Что такое вебинар?»Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.

Консультация для родителей «Что такое дружба?»Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» - такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое осень?»Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое эрготерапия и как она помогает детям с РАС»
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 14:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что такое эрготерапия и как она помогает детям с РАС»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Левитских (УИ 3175481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД