Елена Чувичкина
Что такое тревога, тревожность и страх?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое тревожность, тревога и страх?
Рекомендации для воспитателей и родителей ДОУ
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают»
Следует отличать тревогу от тревожности.
Тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Публикация «Что такое тревога, тревожность и страх?» размещена в разделах
Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех, же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при выступлениях, при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. п., то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.
Например: страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Различие терминов «страх» и «тревога» таким образом:
• тревога — это комбинация некоторых эмоций.
• страх — лишь одна из эмоций.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3—5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5—7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Список рекомендуемой литературы для педагогов и родителей
• Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный ребёнок. М., 1995.
• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
• Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
• Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
• Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
• Зинкевич-Евстшнеева Т. Д., НисневичЛ. А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 1998.
• Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.