Наталья Гадыльшина
Что такое релаксация? Примеры релаксационных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксация (от лат. relaxation- ослабление, расслабление)- глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Современные дошкольники часто загружены не меньше своих родителей. Посещая детский сад, многие уже спортивные секции или кружки. В виду большого потока информации, дети устают как эмоционально, так и физически. Подобные нагрузки могут неблагоприятно повлиять на здоровье дошкольника. Для профилактики возникновения подобных нежелательных последствий, эффективно проводить упражнения на релаксацию. В результате выполнения таких упражнений улучшается обмен веществ, снижается утомление, увеличивается время, в течение которого ребенок может заниматься одним видом деятельности. Ниже приведены примеры релаксационных упражнений с помощью предварительного напряжения и упражнения, в которых мышечная релаксация вызывается с помощью представлений.
Темочки:
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Релаксационные игры и упражнения
- Темочки
1. Упражнения, созданные на основе методики мышечной релаксации профессора Джекобсона, который предложил обучать расслаблению с помощью предварительного напряжения. При выполнении этого вида упражнений, необходимо подчеркивать, насколько неудобно находиться в напряженном состоянии, и как комфортно состояние расслабления.
«Ладошки»
Взрослый предлагает ребенку выполнять задания до возникновения усталости:
- тереть ладошки друг о друга;
- тереть кулачки друг о друга;
- изображать игру на барабане;
- сжимать пальцы обеих рук в кулачки;
- барабанить по столу пальцами, имитируя звук дождя;
- сложить руки «рыбкой» и выполнять ими волнообразные движения и т. д.
При возникновении усталости, ребенку предлагается отдых- нужно опустить руки потрясти кистями.
«Строим дом»
Ребенок стоит, максимально нагнувшись вперед. Взрослый предлагает ребенку построить десятиэтажный дом, складывая друг на друга воображаемые кирпичики и постепенно разгибая корпус. «Верхний этаж» находится на высоте, до которой ребенок дотянется, встав на носочки и вытянув вперед руки.
«Воздушный шар»
Взрослый просит ребенка изображать воздушный шарик, который он надувает с помощью насоса. Сначала шарик маленький и сморщенный: ребенок нагибает корпус, руки болтаются в расслабленном состоянии. Взрослый изображает работу с насосом. Ребенок постепенно распрямляет корпус, разводит в стороны руки, набирает в щеки воздух. Шарик станет большим, когда ребенок встанет на носочки, вытянет руки в стороны и надует щеки. После этого взрослый «развязывает» ниточку и «сдувает» шарик- ребенок опускает руки, выпускает из щек воздух, ложится на ковер и расслабляется.
«Аист»
Взрослый читает текст и выполняет движения, ребенок их повторяет.
Мы идем по кругу (взрослый медленно произносит текст, идя по кругу).
Посмотри (медленно поворачивает голову вправо и влево)
И шагаем дружно: раз, два, три (выполняет три шага по кругу в такт словам, постепенно наращивая темп и громкость речи).
Мы скачем по дороге (бежит по кругу, произнося текст немного быстрее).
Меняем часто ноги (бежит по кругу, высоко поднимая ноги, произнося текст еще немного быстрее).
Поскакали, поскакали. Скок, скок, скок (бежит по кругу с подскоками).
А потом, как аист встали и молчок (останавливается, поднимает согнутую в колене ногу, прикладывает палец к губам. Старается удержать принятую позу как можно дольше, после чего ложится на пол- наступает фаза расслабления).
2. Упражнения, в которых мышечная релаксация вызывается с помощью представлений. Здесь важны интонация и медленный темп речи взрослого. Они должны способствовать появлению состояния спокойствия и отдыха. Специальная музыка для релаксации поможет введению в такое состояние.
«Глубокий сон»
Взрослый ровным голосом говорит ребенку:
- Ложись на пол и расслабься. Представь, что ты крепко спишь, я глажу тебя по рукам и ногам, но они спят и ничего не чувствуют: они мягкие и тяжелые, мягкие и тяжелые…
Гиперактивным деткам выполнить это упражнение удается не сразу.
«Тихое озеро»
Взрослый ровным голосом говорит детям:
«Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.
А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня».
«Волшебный сон»
Взрослый: Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!»
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать!
Музыка выключается.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
«Порхание бабочки»
Взрослый: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
Выход из состояния релаксации должен быть всегда постепенным.