Алёна Артёмовна Шенкнехт
Что такое музыкальность и музыкальные способности
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе музыкальной деятельности ребенок приобретает музыкальный опыт. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый музыкальностью.
Публикация «Что такое музыкальность и музыкальные способности» размещена в разделах
Музыкальность — это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено. В звуках речи, голосах птиц и животных, в шорохе листьев и завывании ветра люди научились различать интонацию, высоту, длительность. С появлением интонационной выразительности возникают простейшие музыкальные художественные образы, формируются лады. Постепенно у людей совершенствуется восприятие музыки.
Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б. В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку, у третьих — наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых — неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке. Психологи, педагоги, музыковеды ведут большую исследовательскую работу по изучению музыкальных способностей детей, пытаясь понять сущность музыкальности, музыкальных способностей. Большинство исследователей склоняется к такому рассуждению : основную роль в формировании у детей способностей даёт жизненный опыт, деятельность, обучение и воспитание. А природные предпосылки (задатки) благоприятствуют развитию способностей, ускоряют их развитие, позволяют достичь больших успехов.
Так что же такое способности? Древнеримский врач Гален во втором веке до нашей эры очень точно назвал любопытное свойство человека, которое мы теперь, как нечто само собой разумеющееся, называем способностью. Гален сказал так: «Это то, с помощью чего.».
Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды С. П. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, А. Н. Ландо, Е. В. Назайкинский, Л. С. Выготский, К. В. Тарасова, Д. Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.
• Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
• Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности. Они не имеют социальной направленности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Например, на основе прекрасного слухового аппарата могут развиваться способности радиста, музыканта, настройщика музыкальных инструментов. Однако оттенки этих способностей будут различными.
• Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой- либо деятельности.
Для успешного выполнения деятельности кроме способностей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процессе общественно-трудовой практики и прежде всего в процессе воспитания и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.
Русский психолог Б. М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» выделяет в понятии «способность» три признака:
1.«Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека»
Таким образом, способности - это «индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков».
Б. М. Тепловым написана классическая работа «Психология музыкальных способностей» Психолог определяет музыкальность как «. тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности». Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно "количественный аспект", понятие "музыкальность" отражает "качественный аспект" психологического взаимодействия человека и музыки.
Понятие "музыкальность" имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Мы относим данное понятие, прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием.
Прямо противоположным по смыслу музыкальности является понятие "амузия" (от гр. amusia - некультурность, необразованность, нехудожественность) - крайне низкая степень музыкальных способностей или патологическое их нарушение, отклонение от нормального музыкального развития человека, соответствующего данной культуре. Амузия встречается примерно у 2 - 3% людей. Ее следует отличать от отставаний в музыкальном развитии или музыкальной неразвитости (таких людей может быть до 30 %, которые могут быть исправлены индивидуальной педагогической работой.
В патопсихологии амузией называют полную утрату или частичное нарушение музыкального восприятия, узнавания, воспроизведения и переживания музыки или отдельных ее элементов (часто на фоне сохранных в целом речевых функций). В основе амузии лежит нарушение восприятия и переживания звукоотношений - последовательности звуков как смыслового единства.
Часто неспособность к музыке объясняют отсутствием или крайне низкой степенью выраженности музыкальных способностей. С психологической точки зрения это не совсем верно. Неспособность - характеристика человека, которому прежде всего присущи свойства, противоречащие музыкальной деятельности, препятствующие овладению ею (например, замедленность или застойность эмоциональной реакции или повышенная спонтанность реагирования, подавляющая формирование "внутреннего плана действий" - активности внутреннего слуха и др.). Но при этом необходимые для музыкальной деятельности свойства (например, способность слухового контроля движения или слуховое воображение) слабо выражены. Как раз наоборот, определенный скромный уровень музыкальных способностей часто может побуждать к занятиям музыкой и неспособного, но процесс обучения активизирует не только имеющиеся возможности, но и непреодолимые психологические препятствия.
У психологов и педагогов-практиков можно наблюдать различные представления о музыкальных способностях или, как чаще говорят, о музыкальных задатках. В самом широком плане задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики. Как уже отмечалось, элементарные музыкальные способности могут быть развиты почти у всех людей (можно сказать, что тут неспособных нет).
Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение».
Музыкальность у детей — это комплекс способностей, со-действующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности у ребенка.