Наталья Немчанинова
Консультация «Что такое мнемотехника и для чего она нужна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой современный человек вынужден ежедневно обрабатывать огромный поток информации: выбирать существенное, запоминать необходимое и отсеивать ненужное. Именно поэтому стоит как можно раньше начинать обучение таким процессам как развитие памяти, совершенствование навыков запоминания, умение сохранять и воспроизводить информацию. У детей с нарушением речи затруднено формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и памяти. Если не заниматься с таким ребенком, не работать с ним над развитием памяти, то в школе его может ожидать множество проблем с учебой. Ведь как минимум 50% успешности ребенка зависят от хорошей памяти.
Публикация «Консультация „Что такое мнемотехника и для чего она нужна?“» размещена в разделах
Мнемотехника - один из самых действенных инструментов, позволяющих тренировать память. Это своеобразный прием наглядного моделирования, который я использую в работе. Такой способ приносит отличные результаты на занятиях по развитию речи и автоматизации звуков. Для того, чтобы достигнуть необходимого эффекта, обучение мнемотехнике должно быть поэтапным.
Первый этап. Для того составления словосочетаний и простых предложений используется мнемоквадрат - отдельный, схематичный рисунок, который изображает один предмет, действие или словосочетание.
Второй этап. Разучивание скороговорок, описание времен года, пересказ небольших историй. Все происходит с помощью мнемодорожки - коллажа, состоящего из 3-4 изображений.
Третий этап. Использование мнемотаблицы - схемы, состоящей из нескольких квадратов, в которых заложена определенная информация. Применяется для пересказа сказки, составления рассказа по сюжетной картинке или серии картинок. В каждом из квадратов таблицы находится рисунок, либо схематичное изображение основных пунктов сюжета, то есть весь необходимый текст зарисовывается простыми схематичными рисунками и глядя на них, ребенок легко запоминает информацию.
Применение мнемотехники - это широкое поле возможностей для ребенка. Во-первых, происходит развитие памяти, так как процесс запоминания речевого материала становится гораздо легче. Во-вторых, мнемотехника способствует развитию речи, формируя навык составления длинных описательных предложений, рассказов, пересказа прочитанного текста. В-третьих, у ребенка стимулируется развитие внимания, ведь схемы и таблицы требуют сосредоточенности и концентрации для полного понимания тех или иных действий, последовательности событий.
А,четвертое - это развитие мышления. У ребенка формируются навыки выстраивания логической цепочки событий, воспроизведения истории в нужном, верном порядке (начало-середина-завершение, перевод визуальной информации в абстрактную.