ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужна артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего ребенка.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
«Улыбка»-растянуть губы в улыбке.
«Заборчик» -улыбнуться и обнажить зубы
«Красим нижний заборчик»-улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы. Движения вверх-вниз и влево-направо
-Ш-
«Дудочка»- с напряжением вытянуть губы вперед.
«Кружочек» - приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
«Блинчик» - приоткрыть рот, широкий расслабленный, мягкий язык положить на нижнюю губу.
«Чашечка» - рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Спинка языка опущена.
-Л- и –Р-
«Окошко» - открыть рот – «жарко», закрыть рот «холодно».
«Качели» - открыть рот. Губы в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
«Красим верхний заборчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”. Движения языка
вверх-вниз и влево - вправо.
«Иголочка» - открыть рот. Улыбнуться. Кончик узкого языка поднять вверх
к бугоркам верхних зубов.
Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
1. Гимнастика проводится 10-15 минут.
2. Упражнения выполнять перед зеркалом
3. Каждое упражнение выполнять по 5 раз.
4. Упражнение выполнять после показа взрослого.
5. После того, как усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
6. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Основные параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Снежинка»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки. Губы ребенка округлены. Щеки не надувать!
«Вертушка»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на вертушку.
«Задуй огонёк»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.
Также – «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«ИГРА БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
ВЗРОСЛЫЙ:
«Повторите ряд гласных: А, О, У.
Сколько в нем звуков?
Какой звук первый, второй, третий?
Какой звук стоит после А, перед У, между А и У?»
ДЕТИ отвечают.
«ПОЙМАЙ ЗВУК»
ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Д» :
А, К, В, Д, У, С, И, Д, З, Н, Д
ДЕТИ: выполняют задание.
Аналогичная работа проводится с другими звуками, как гласными, так и согласными.
«УСЛЫШИШЬ - ХЛОПНИ»
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).
«ИСПРАВЬ МЕНЯ»
ВЗРОСЛЫЙ: «Я буду тебе называть слова неправильно, а ты будешь меня исправлять».
(в словах звук пропускается или заменяется тот, который на этапе автоматизации)
Р - ыба, ак, лабота; Ш - апка, уба, суба; Л - ук, асточка, вампа.
РЕБЕНОК: исправляет, называет слово правильно.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«ОДИН-МНОГО»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.
Пример: стол – столы, шапка – шапки.
«ПОСЧИТАЙ-КА (1-5)»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.