Буланчик Наталья
Консультация «Психотерапевтическая прогулка — для чего она нужна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для малыша является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах – весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный и психический тонус детей, а также способствует их личностному развитию.
Публикация «Консультация „Психотерапевтическая прогулка — для чего она нужна?“» размещена в разделах
Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых. Психотерапевтическая прогулка проводится психологом учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ к прогулке :
1-е требование, которое должны выполнять дети,- идти спортивным шагом.
2-е требование – помнить маршрут и останавливаться в определенных его точках.
3-е требование – фиксировать свое физическое и психическое состояние в определенных точках маршрута.
4-е требование – отметить свое состояние в дневнике маршрута или рассказать о нем.
В месячной программе физкультурной терапии таких прогулок должно быть не менее четырех-шести. Чтобы детям было интересно, составляется специфическая экскурсионная программа. На специально изготовленной карте, где центром «маленькой вселенной» является образовательное учреждение, отмечаются маршруты путешествий. Протяженность маршрута зависит от возраста детей и сезона. Самый короткий маршрут – 400м (200м туда, 200м обратно). Самый протяженный маршрут – 3 км (1,5 км туда, 1,5 км обратно). Маршруты должны быть сориентированы относительно учреждения по сторонам света северный, южный, западный, восточный. Символы-указатели позволяют детям запомнить названия частей света, а ориентиры-указатели на графическом изображении здания и четкие ориентиры на маршруте дают возможность точно определить направление и не отклоняться от него впоследствии (например, фотография белого медведя или тюленя может, символизировать север, а стайка пингвинов – юг. Фигурки людей в японской одежде – восток, а танцующее в океане солнце – запад). Рассматривая карту, дети могут рассуждать примерно так: «Если встанем спиной к воротам и точно перед нами будет вывеска с названием «Аптека» - значит, мы смотрим на север. А если мы пройдем мимо аптеки к школе, а потом к магазину «Продукты», то это значит, что мы идем точно на север».
На прогулку могут пойти не более 6-8 детей. Психологический характер прогулки требует контроля за состоянием каждого ребенка, что при большом количестве детей сделать затруднительно. Во время прогулки дети идут, стараясь сохранить спортивный шаг и запомнить свои физические ощущения: биение сердца, характер дыхания и т. п. Они должны держать в голове маршрут (так как маршрутную карту с собой брать нельзя, не отвлекаться на окружающее и своевременно делать остановки в указанных на маршруте точках. Остановку дети должны делать самостоятельно, не надеясь на подсказку проводника. «Стой!» - произносит ребенок и останавливается. Все должны остановиться, независимо от того, правильно ли было определенно место остановки.
На остановках психолог проводит игровые сеансы с элементами тренинга, в соответствии с психотерапевтической задачей, которая, в свою очередь, обусловлена спецификой психического состояния данной группы детей. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и т. д, смотря по ситуации и местоположению.
Иногда на остановках дети заходят в магазин, аптеку и т. д, чтобы сделать покупки. В этом случае психолог договаривается с родителями и те дают своим детям деньги и поручения купить пачку соли, например. Другими словами, прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее.
По возвращении с маршрута дети должны отметить пройденный путь в маршрутном листе, рассказать или записать с помощью пиктограммы, что с ними происходило. Например: мальчик нарисовал в одной точке маршрута ломаную линию с увеличивающимися зубцами и объяснил: «Здесь я уставать начал, сердце запрыгало», девочка нарисовала маленького человечка с большими ногами, так она пыталась изобразить тяжесть в ногах, которую почувствовала при подходе к воротам детского учреждения.
Также дети рассказывают или записывают, где им больше всего понравилось, что из увиденного удивило, поразило, запомнилось, улучшило настроение. Такая систематическая организация рефлексии помогает довольно быстро сформировать привычку контролировать свое психофизиологическое состояние, описывать его.
На таких прогулках дети имеют возможность узнать не только свои достоинства и особые способности, но и способности своих товарищей. Психотерапевтические прогулки очень интересны детям. Им нравится выходить за пределы образовательного учреждения маленькой компанией. Так же дети очень стараются выполнить все требования своего проводника, все точно запомнить. Ведь это допуск к освоению следующего маршрута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л. М. Аболина Т. И. К проблеме психологического стресса в спорте. Психология спортивной деятельности. Казань, 1985.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
3. Дитярев Ю. В., Литвинов В. Г. и др. Игры - бучение, тренинг, досуг. М. ,1998.
4. Куликов Л. В. Психология настроения СПБ, 1997.
5. Леонова А. Б. и др. Психология стресса. M., 1993.
6. Мартынов СМ. Здоровье ребенка в ваших руках. М. ,1995.