Кулигина Светлана Алексеевна
Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель : учитель- логопед Кулигина Светлана Алексеевна
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
На основе устной речи формируется письмо, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужна артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки (с,з,ш,ж,л,р,его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые, дети могут сами научиться говорить чисто правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, щёк, уздечки. Эти упражнения должны быть понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут лучше всего в виде сказки. Выполняется она сидя или стоя перед зеркалом. Движения проводятся неторопливо, ритмично, чётко. Темп выполнения и количество упражнений под счёт, с хлопками, под музыку.
Ребёнок должен видеть, что делает его язык. Чаще сравнивать образец
(действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка). Мы взрослые не задумываемся, где находится в данный момент язык, у нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие этот автоматизм постоянно упражнять. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язык? Где он находится? (вверху или внизу?
Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
Необходимо всегда помнить, что гимнастика не должна ребёнку надоедать. И не стоит огорчаться, если некоторые упражнения не получаются с первого раза. Надо пробовать повторять их вместе с ребёнком ещё и ещё раз. Надо быть терпеливым, ласковым и спокойным, и тогда всё у ребёнка получиться.
И так детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.
Детям 5-7 лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, потребуется помощь невролога, логопеда.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошей развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.