Екатерина Станиславовна Лубкина
Что такое дисграфия
▼ Скачать +Заказ
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Дисграфия является самой распространённой формой речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемых «физиологических» ошибок или «ошибок роста», эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.
Публикация «Что такое дисграфия» размещена в разделах
Расстройства письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития. Нарушения письма также могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями или инфекциями, истощающими нервную систему ребенка в ранний период его развития.
Дисграфия может быть обусловлена неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма.
Таким образом, причины дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.
Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
В реализации процесса письма участвуют различные анализаторы:
Речедвигательный - помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.
Речеслуховой - помогает произвести отбор нужной фонемы.
Зрительный - контролирует отбор нужной графемы (написание буквы).
Двигательный - с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Итак, письмо является сложным многоуровневым процессом, который предполагает:
Внутреннее проговаривание слова, которое нужно написать.
Его фонематический анализ.
Соотнесение каждой фонемы с буквой.
Написание букв, входящих в слово, в определенной последовательности.
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. При дисграфии дети пишут медленно, неровно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.
Основные нарушения при различных видах дисграфии.
Основываясь на современных представлениях о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии :
акустическая;
артикуляторно-акустическая;
на почве несформированности звукового анализа и синтеза;
оптическая;
аграмматическая.
В результате целенаправленной, систематической и планомерной работы у дошкольников формируются навыки учебной деятельности, повышается уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление; улучшаются память и речь; совершенствуются пространственные представления; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.