Марина Тихонова
Что такое артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка артикуляционного аппарата – это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить управлять «непослушными», малоподвижными органами речи и речевым дыханием. Ребенок должен научиться расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, вырабатывать нужную воздушную струю для образования звука. Правильно работать губами и т. д.
На подготовительном этапе используется комплекс специальных упражнений – артикуляционная гимнастика.
Публикация «Что такое артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Цель артикуляционной гимнастики – выработка движений и нужных положений органов речи (артикуляционных укладов) для четкого произношения звуков.
Существуют два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статистические и динамические. Статистические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-20 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Артикуляционным упражнениям даны образные названия, дети хорошо их запоминают и старательно выполняют. Нужно только настроить ребенка и правильно организовать занятие.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Заниматься с ребенком желательно утром – перед завтраком и вечером перед сном. Выполняются упражнения эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя перед зеркалом.
Выполняя упражнения, ребенок должен активно и сознательно работать; при этом ему должно быть интересно. Советуем работать над каждым упражнением в такой последовательности :
- покажите ребенку нужное упражнение, сопровождая показ забавным стихотворением, сидя или стоя перед зеркалом рядом с ребенком. Ребенок должен видеть лицо взрослого и свое лицо;
- предложите ребенку самому выполнить упражнение перед зеркалом, проследите за точностью и правильностью его движений, темпом выполнения и т. д. ;
- расскажите ребенку, в чем он ошибся, выполняя упражнение. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно. Всячески подбадривайте его, если что-то не получается;
- повторите показ, если это потребуется;
- попросите ребенка выполнить упражнение без зеркала (если это возможно).
Поначалу ребенку будет трудно. Но постепенно напряженность исчезнет, а движения станут свободными и координированными.