Альбинаг Гетт
Консультация «Что нужно знать о навыках письма»
Консультация: Что нужно знать о навыках письма.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Публикация «Консультация „Что нужно знать о навыках письма“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2020
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Правильное положение при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательными пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – 1,5-2,2 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Виды и причины неправильного навыка письма.
Все случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
- неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др. ;
-неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
-неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др. ;
-неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя, кисть при письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др. ;
-слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
-неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.
Выявить вид неправильного навыка письма желательно не позднее 4-х летнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
Факторы, осложняющие становление навыка письма.
Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.
Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его.
Приемы, используемые для исправления неправильно сформированного навыка письма.
Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или слишком высоко, можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).
Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Для развития тонкой координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей.