Ледяева Ольга Сергеевна
Что делать, если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать, если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги?
Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности и мотивационной сферы ребёнка.
Первым, подготовительным этапом в развитии фонематического восприятия является развитие слухового внимания, речевого слуха.
Развитие слухового внимания, речевого слуха
Публикация «Что делать, если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги» размещена в разделах
Важно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Для этого можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха. Очень полезно включать детям музыку, аудиосказки, детские радиопередачи.
1. Предложите ребенку в тишине, с закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира (звуки, доносящиеся с улицы, из комнаты). Ребенок услышит гудки, шуршание шин автомобиля, шаги, голоса людей, пение птиц, шум ветра, тиканье часов, звук капающей воды из крана и т. д.
2. Положите в металлическую банку мячик, в спичечный коробок крупу, и издавайте звуки, потряхивайте коробок, банку, сминайте бумагу, разрезайте ее ножницами, переливая воду из стакана в стакан, перемешивайте чайной ложкой чай в чашке, стучите ручкой по коробку, по столу и т. д. Потом поверните ребенка спиной и производите те же звуки. Ребенок должен узнать и назвать, какие предметы издают данный звук.
3. Игра «Времена года».
Дети выполняют движения соответственно словам: "зима" – опустить руки вниз, "весна" - вытянуть руки вперед, "лето" - поднять руки вверх, "осень" - вращать согнутыми в локтях руками. Кто допустит ошибку, тот проиграл.
Необходимо также научить ребенка различать силу, высоту голоса.
4. Покажите ребенку трех медведей — медведя, медведицу и медвежонка (используйте игрушки или картинки). Вспомните с ребенком сказку о трех медведях. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть низким, средним по высоте и высоким. Ребенок должен угадать, какой медведь произнес фразу.
5. Вспомните вместе сказку «Маша и медведь». Изобразите голосом, как будто Маша рядом, далеко и очень далеко – меняйте силу голоса. Затем вы произнесите Машину фразу «Высоко сижу, далеко гляжу» голосом определенной громкости – громким, тихим и очень тихим, а ребенок пусть угадает, где находится Маша.
Следующий важный этап - развитие фонематического восприятия.
Развитие фонематического восприятия.
1. Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т. п.
2. Игра «Ладонь-кулак».
«Я буду произносить звуки, слоги, слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи кулак. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие).
На твердый согласный ребенок должен поднимать кулак, на мягкий согласный – ладонь. Сначала ребенок должен научиться выделять звук среди потока звуков, затем слогов и слов. Нужно учить различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других звуков.
3. Игра "Подарки для Собаки и Зайца". «Давай будем искать слова - подарки со звуком С для Собаки, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».
4. Игровое упражнение "Определи место звука в слове".
Определи, какой по счету звук Ш в словах: - каша, шапка;
С - слон, носок, сом, куст; Ч - чайник, калач, мяч и т. д.
5. Игра "Определи порядок слогов в слове".
Какой первый слог в слове ветка. А как звучит второй слог?
То же - со словами санки, бочка, кабан, кошка, мышка, чайка.
6. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
7. Игра «Угадай слово».
Произнесите слово с остановками между звуками, ребенок должен называть целое слово. Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, затем можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например: с-ы-н, д-о-м; в-а-з-а, м-у-х-а; м-и-с-к-а, л-а-м-п-а.
8. Игра «Сердитый Петя».
Ребенку предлагается прослушать ряд слов. В случае, когда он услышал неправильное произношение слова, показать изображение сердитого Пети.
9. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился?
Кошка укол
Кот крошка
Пол крот
Кол полк и т. д.
10. Предложите ребенку внимательно прочитать и найти, а затем списать только правильно написанные слова:
Кошка-кшка-кошока.
Банака-банка-бнка.
Мска-мисика-миска и т. д.
11. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение слов коса, иголки, ключ и другие.
Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти слова?
12. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет, поют; танцует, танцуют…
13. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «прилетел – улетел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих слов и слышать, называть отличающиеся части слов.
14. Подбирать слова к признакам, Например: ручка – красный, красная или красное? А цветок?
Одновременно нужно научить правильно читать и произносить сложные, длинные слова, не сокращая их, не переставляя, не заменяя звуки и слоги.
Главное не домысливайте и не договаривайте слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сделайте вид, что не поняли того, что он вам сказал. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только таким образом вы и окружающие люди сможете его понимать.
Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна