Зверинцева Мария
Консультация «Что дает ребенку детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Республики Алтай. 2016. № 1
Зверинцева Мария Юрьевна,
воспитатель, филиал детский сад «Ручеек»
МБОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная
школа, с. Баштала
E-mail : a38910111z@bk.ru 79833544883@yandex.ru
В 2013 году произошло два знаменательных для дошкольного образования
события: 150 лет со дня основания первого детского сада в России, и признание
Публикация «Консультация „Что дает ребенку детский сад“» размещена в разделах
дошкольного образования самостоятельным уровнем дошкольного образования. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Право на получение
образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования
России. Эта идея была записана еще у 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». Но что же мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»?
Для государства – это особая сфера работы с детьми, в первую очередь определяющая заботу о детстве в условиях дошкольных образовательных организаций и вариативных форм работы с детьми.
Для общества же, дошкольное образование – это особый рынок услуг по
уходу и присмотру за детьми на период трудовой занятости родителей. В
большинстве регионов России он представлен, как система государственных и
частных образовательных организаций, дошкольных образовательных групп на
базе общеобразовательных школ. Подобные услуги предлагаются различными
структурами сферы дополнительного образования и частными лицами, что,
безусловно, позволяет повысить количество детей, охваченных дошкольным
образованием.
Хочется отметить ставшие в последнее время популярными такие формы
дошкольного образования, которые связанны с краткосрочным пребыванием в
дошкольных организациях. Это не имеет никакого отношения к подлинному
дошкольному образованию, которое разрабатывали основоположники отечественного дошкольного воспитания. Это обычная услуга, которую оказывает дошкольная организация родителям.
Специалисты рассматривают дошкольное образование как институт детства, занимающийся вопросами поддержки и оптимизации естественных процессов развития детей, их воспитания и обучения.
Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей
дошкольного возраста можно целиком отдать в руки родителей, и что именно
они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к следующей
ступени образования. Возможно, для некоторой небольшой части населения
России, идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные
говорят, что в услугах дошкольных образовательных организаций нуждаются
подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольников.
Многие исследователи в настоящее время констатирует кризис семьи, отмечая ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания и
социализации детей. Острая проблема семейного воспитания связана с падением роли родительства, преобладание неполных семей, увеличением количества
семей, испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска.
У современных родителей часто наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, перенос собственных личностных и психологических проблем
на детей. В результате семья не в силах выполнить свои главные функции как
институт социализации детей дошкольного возраста.
Все это нашло отражение в Законе «Об образовании». Если в документе
1992 года родители признавались «первыми педагогами», и за ними были закреплены определенные обязанности, то в редакции от 29.12.2012 указанно, что
родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Таким
образом, государство не стимулирует выполнять свои обязанности качественно,
а заключительно закрепляет существующее положение дел. В современных социальных условиях родители легко делегируют свои права и обязанности образовательным организациям.
На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательных организаций и педагога. Тем не менее, я считаю, что детский сад нужен не только по причине кризиса семьи. Так что же дает детям детский сад?
С точки зрения психологии на этот вопрос можно ответить просто - общение. Становление общения у дошкольника обусловливается потребностью ребенка в общении со взрослыми и на третьем году жизни - со сверстниками. Путем сравнения себя с другими, воспринимая свое отражение в другом, через ответные реакции, ребенок способен осуществлять элементарную рефлексию.
Самостоятельно постичь суть окружающего мира, непосильная для малыша задача. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку. Культурный человек умеет управлять собой,
своими эмоциями, своей психикой. Дети, посещающие детский сад находятся в
более благоприятных условиях, для овладения способности управлять собственными эмоциями.
В детском саду ребенок получает возможность учиться взаимодействовать
с разными взрослыми и детьми, учиться общаться, освоив разные позиции и
роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной деятельности. В условиях дошкольной образовательной организации педагоги в
течении дня целенаправленно организуют взаимодействие детей в различных
видах деятельности. Общение выступает как важнейший фактор успешности
ребенка в усвоении новых знаний, демонстрации достижений, реализации естественной потребности в контакте со взрослыми и сверстниками. Для детей, не
посещающих детский сад, это остается проблемой, так как круг их общения
значительно уже.
Необходимость дошкольного образования подтверждена результатами
серьезных научных исследований. Классическим примером подобных исследований является ScopePerryPreschoolProject – это лонгитюдное изучение влияния
дошкольного образования на последующее обучение и профессиональную
карьеру человека, начатое еще в 1962 году в США (Ипсиланти, Мичиган) и
продолжающееся в настоящее время. Анализ результатов эксперимента показал, что раннее обучение по соответствующим программам в экспериментальной группе корелирует с невысокими, в сравнении с контрольной группой, проявлениями асоциального поведения в подростковом возрасте; редкими последующими обращениями за социальной помощью; более высокими налоговыми
исчислениями от доходов в зрелом возрасте.
Для удовлетворения потребностей социального и научно-технического
прогресса необходимо широко разветвленная образовательная сеть, то есть система непрерывного образования. Именно она осуществляет процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего
развития личности на протяжении всей жизни, и приведения этого развития в
оптимальное соответствие с растущими и изменяющимися запросами всех сфер
деятельности.
Основная идея непрерывного образования в том, что образование, как и
развитие человека, не должно иметь пределов, то есть должно сопровождать
человека на протяжении всей его жизни, начиная с дошкольного возраста.
Литература:
1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2008—2009 годы).
2. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации» (2010).
3. Деркунская, В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного
возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. — М. : Педагогическое общество России, 2013.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении
прав детей-инвалидов в Российской Федерации» (2006).
5. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования
в Алтайском крае» на 2011—2015 годы.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1.
7. Майер, А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования: кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования: теория и практика / под ред.
Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М. : МГПУ, 2013.
8. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 1999.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г.
№ 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г.
№ 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. - 2010. — 5 марта.
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011
г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
12. Русаков, А. Зачем нужен стандарт дошкольного образования?
// Детский вопрос. — 2013. — № 10.