Ирина Лапезина
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад, или Что за зверь адаптация?»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый раз в детский сад
или что за «зверь» адаптация?
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №126 "Стрекоза"
Подготовила воспитатель:
Лапезина И. В.
Публикация «Консультация для родителей „Первый раз в детский сад, или Что за зверь адаптация?“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дикие животные, лесные звери
- Консультации для родителей
- Темочки
С приходом ребё нка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Ко всему этому малышу предстоит приспособиться. Начинается, так называемая, АДАПТАЦИЯ.
Важно подчеркнуть, что адаптация – не зло, с которым нужно бороться, не проблема, а просто процесс подстройки человека к новым условиям.
КАК ДОЛГО? Обычно активный период длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточная (не заметная невооружённому взгляду) адаптация.
Конечно, все абсолютно индивидуально, т. е. адаптация вашего ребёнка может занять 1 неделю, 3, 5, а может 6 месяцев.
Пропуски сада по болезни влияют на эти сроки. Начинать все заново после выписки обычно не приходится, но определённый откат назад встречается довольно часто.
КАКАЯ БЫВАЕТ?
У разных детей этот процесс протекает по-разному. Но условно можно выделить несколько видов:
Активная адаптация.
Малыш очень переживает, активно протестует, не хочет идти в сад, провожает маму со слезами и криками, «говорит», что завтра в сад не пойдёт и т. д.
Зачастую родителям очень тяжело видеть такую бурную реакцию любимого чада, но она вполне нормальна. Если все хорошо, то ребёнок станет вести себя значительно спокойнее в течение 1-2-х недель.
Отложенная адаптация
Первые дни (от 3-х дней до 6-ти недель) ребёнок добровольно и даже радостно, бегом, забыв поцеловать маму, уносится в группу. Родители радуются. Проходит какое-то время, и в один прекрасный день ребёнок устраивает такой же скандал, как у других был в первые дни.
Пассивная адаптация
Ребёнок, адаптирующийся таким способом, внешне спокоен, идёт в сад с удовольствием. Адаптация у таких детей проявляется в других, часто не связанных с садом областях. Аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, агрессивность дома и на прогулках после сада, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами дома и в саду, обязательно интересуйтесь, был ли у ребёнка стул и какой).
И при активной и при отложенной адаптации вполне могут встречаться элементы пассивного реагирования.
Какой бы тип адаптации не был у Вашего ребёнка примерно через 2-3 месяца острая фаза пройдёт, и он начнет приспосабливаться.
ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ ПРОШЛА МАКСИМАЛЬНО ЛЕГКО: Обратите внимание на утро дома перед садиком. Сколько времени нужно ребёнку, чтобы проснуться и быть готовым к активной жизни? Может быть, стоит будить его раньше или наоборот позже. Дать ли ему перекусить или нет. Может быть, будет уместна небольшая игра или 5-10 минут общения, просто контакта с мамой. Постарайтесь понять, что именно ребёнку больше всего тревожит в вопросе садика – другие дети, новое место, расставание с мамой, страх, что она не придёт его забрать. Разобравшись, постарайтесь нивелировать опасения малыша.
Выбирайте утром вместе с ребёнком, какую игрушку или книжку он возьмёт сегодня в сад. Покупайте красивую сменную одежду и тапочки, которые понравятся ребёнку, специально для садика. Эти вещи будут лежать в его шкафу, вместе с другими. Зафиксируйте внимание ребёнка на том, что это его шкаф. Расскажите ему про каждую вещь, которую кладёте туда – носовые платки, сменные трусы, запасную футболку – «это твои чистые трусики, они будут лежать в твоём шкафчике».
Создайте дома максимально стабильную обстановку. До тех пор пока не закончится адаптация в идеале дома не должно быть никаких перемен – отъезда-приезда родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребёнку, родитель отсутствует не только пока чадо в саду, но и в другое, привычное ребёнку, время). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе.
Уменьшите нагрузку на нервную систему – отмените на время развивающие занятия и «обучалки», сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к Вам и Ваши к ним. Не стоит во время адаптации развлекать детей зоопарками, кино, цирками и прочими бурными радостями детско-светской жизни.
Тоньше и терпеливее отнеситесь к запросам ребёнка, его настроению, капризам.
Уделите особое внимание не тому, как вы отводите ребёнка в садик, а тому, как забираете его. Можете придумать какой-нибудь ритуал-игру для возвращения домой, сделайте этот момент особенным, приятным.
ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД
Уважаемые родители!
Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнить несколько простых правил:
1. Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.
2. К воспитателям обращайтесь по имени – отчеству.
3. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
4. Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
5. Проследите, чтобы одежда ребенка не была велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так. Чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой. Теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и одеваться. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.
6. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
7. Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
8. Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями или психологом.
9. Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов!
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
Подготовила: воспитатель
Лапезина И. В.
2018 г