Ситчихина Анна Владимировна
Занятие по чтению о природе по произведению Э. Шима «Березовый сок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Эдуард Юрьевич Шим «Березовый сок».
Цели:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с произведением Э. Шима "Берёзовый сок", формировать умения использовать полученные знания.
2. Коррекционно-развивающие: развивать умение слушать, создать условия для развития устной речи путем ответов на вопросы, обобщать и делать выводы по прочитанному тексту,
3. Воспитательные: воспитывать бережное и чуткое отношение и любовь к родной природе, воспитывать чувство доброты, сочувствия и трудолюбия.
Структура урока:
Публикация «Занятие по чтению о природе по произведению Э, Шима „Березовый сок“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сок. Все о соке для детей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Организация начала урока.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Подготовка к основному этапу (вводная беседа).
4. Первичное чтение.
5. Закрепление.
6. Вторичное чтение.
7. Работа с текстом.
8. Творческая индивидуальная работа.
9. Итог.
Оборудование: ноутбук, музыкальная фонотека с записями лесных звуков, подборка книг о природе, портрет автора, цветные карандаши, листы бумаги, иллюстрации, с изображением природы, картинки животных и птиц.
Ход урока.
Этапы урока Содержание. Заметки.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Подготовка к основному этапу (вводная беседа).
4. Первичное чтение.
5. Закрепление.
6. Вторичное чтение.
7. Работа с текстом.
8. Творческая индивидуальная работа.
9. Итог. - Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
- Сегодня у нас непростой урок, а урок-беседа, размышление. Но для начала ответьте мне на вопрос: «Что мы делаем на уроке чтения?» (прочитайте слова, написанные на доске).
- Но для начала, давайте сделаем зарядку для нашего язычка:
• «Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз).
• «Часики» (высунув язык, двигают направо – налево под счет учителя).
• Фонетическая зарядка: са-са-са – это хитрая лиса, су-су-су – и живет она в лесу, сы-сы-сы – много дела у лисы, со-со-со – прокатили колесо, се-се-се – прокатились в колесе.
- Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
1) Фыркает, когда сердит,
Весь колючками покрыт.
С головы до ножек,
Зверёк этот… (Ежик)
2) Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)
3) Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
- Прослушайте аудиозапись с пением птиц и лесными звуками. Вот так звучат различные лесные звуки.
- Молодцы. Вы смогли отгадать все загадки. Тема нашего сегодняшнего урока – экология, природа.
- А сейчас, внимательно посмотрите на картинки, которые висят на доске. Как вы думаете, есть ли здесь лишние картинки?
- Вы правы. Лишних картинок здесь нет. Ведь наша природа это не только деревья, растущие в лесу, но животные, птицы.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Эдуарда Шима «Березовый сок». Вашему вниманию представлен портрет этого писателя. Посмотрите на него внимательно.
Эдуард Юрьевич Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Свое детство провел в детском доме, так как началась Великая Отечественная война, а его родители погибли. С 16 лет Эдуард Юрьевич работал, сменив множество занятий. «Мастер на все руки – так про него говорили». В своих рассказах Эдуард Юрьевич
Писал об отношении человека к природе.
- Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким «переводчиком и стал писатель Эдуард Шим. Эдуард Шим умер 13 марта 2006 года. Похоронен на Митинском кладбище. Шим – хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает. Писатель открывает перед детьми и взрослыми удивительный мир природы – наш общий дом, который надо любить, уметь в нем жить и бережно относиться ко всем его обитателям. Эдуард Юрьевич как будто бы понимает язык зверей и птиц, деревьев и цветов, переводит для читателей истории, рассказанные самими героями, и в каждой этой истории юный читатель обязательно почерпнет для себя какую-нибудь мудрость.
- Вот посмотрите на выставку книг некоторых авторов. Все они писали о природе.
Я буду читать, а вы должны сидеть тихо и внимательно слушать.
- Ну что, вот вы и прослушали рассказ. А сейчас ответьте на мои вопросы:
- Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?
- Назовите главных героев.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
- Сейчас я прочитаю этот рассказ еще раз.
- Вы прослушал рассказ «Березовый сок» два раза. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Почему люди так говорят «Руки злые, а голова дурная»?
- Какова главная мысль этого рассказа?
- А чему он нас учит?
- Что должны делать люди, чтобы сохранить лес?
- А кто из вас сможет пересказать этот рассказ?
- Сейчас вы должны нарисовать плакат, призывающий людей беречь лес : не рубить деревья, не жечь костры, не брать в руки и не приносить домой птенцов и животных.
На этом наш урок окончен. Я думаю, что для себя каждый из вас что-нибудь запомнил. Вам выбирать, в каком мире, хотите жить, и какой будет окружающая природа.
Дети читают написанные на доске слова:
Читаем
Думаем
Размышляем
Отвечаем на вопросы.
Выполнение упражнений по показу учителя.
Дети отгадывают загадки, и по ходу отгадывания каждой на доске вывешивается картинка.
Дети слушают аудио запись лесных звуков: пение птиц, журчание ручейка, шум дождя, фырканье ежа, крик филина.
Работа по картинкам-отгадкам.
Показ портрета.
Выставка книг о природе.
Читаю рассказ.
Говорится о березовом соке.
Дедушка и внук (внучка).
О природе, березах.
Вторичное чтение.
Люди не думают что делают, а плохие поступки совершают руками.
Люди не думая ломают и рубят деревья.
Надо беречь природу.
Не разводить костры, не рубить деревья, не истреблять редкие виды животных и птиц.
Коллективный пересказ.
Рисуют.