Евгения Долежал
Занятие в старшей группе «Человек и строение его тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Человек и строение его тела.
Программные задачи: уточнить и расширить представления детей о строении человеческого тела и названии отдельных частей тела;
Коррекционные задачи: учить внимательно слушать вопросы логопеда и точно на них отвечать, использовать доступную форму речи; познакомить с пиктограммами; развивать тонкую моторику рук, научить различать различные эмоциональные состояния.
Оборудование: таблица с контурным, схематическим изображением тела человека, кукла-бибабо, демонстрационные пиктограммы и наборы раздаточных пиктограмм.
Публикация «Занятие в старшей группе „Человек и строение его тела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
1. Организационный момент:
Логопед дает детям инструкцию: «На стульчик сядит тот, у кого есть бантики. На стульчик сядит тот, у кого в одежде есть красный цвет. На стульчик сядит тот, кто одет в шорты и т. д.» В гости к детям приходит кукла (артикулирующая кукла типа Петрушки). Кукла здоровается с детьми и говорит, что долго к ним шла и устала. Логопед предлагает кукле сесть вместе с ребятами на стульчик. Затем логопед предлагает выполнить упражнение вместе со мной:
- сожмите пальцы в кулачок вместе со мной покрепче (упражнение «кулачки»). Напряглись кисти рук! Руки устали, перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Кисти рук отдыхают.
-Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются к верху, а пятка продолжает упираться в пол. Делайте как я (упражнение «пружинки»).
2. Дыхательные упражнения:
Кукла:- А я умею говорить звук «А».
Логопед поворачивает куклу к детям, широко открывает кукле рот и произносит длительно звук «А». Логопед предлагает детям поучиться произносить звук, но сначала надо научиться делать правильно вдох.
-«Посмотрите, дети, чтобы произнести звук «А», кукла сначала делает правильный вдох: плечи у нее опущены, а животик надулся, как шарик.
Когда кукла выдыхает, шарик медленно сдувается. Давайте и мы с вами подышим. Ладонью будим проверять как дышим: если правильный вдох, то живот надувается, как шарик; когда выдыхаем, этот шарик медленно уменьшается. Вдох-выдох». Упражнение повторяется 3-5 раз.
3. Выставляется таблица с контурной схемой тела человека.
Логопед: «Кто это?» - человек (ответы детей).
- Назовите, какие вы знаете части человеческого тела?. (ответы детей).
Далее логопед подробно рассматривает строение головы, туловища, рук, ног.
- Назовите части головы?. (ответы детей).
-«Правильно, еще на голове есть брови, ресницы, щеки, подбородок, лоб».
Аналогично туловище, руки, ноги.
-«У человека есть парные части тела, по два. Назовите их».
- «Дети, каких частей тела нет у животных, а есть у человека?»
Логопед начинает фразу: у животных нет (дети добавляют по одному слову) лица, подбородка, ладоней, пальцев, ногтей, локтей, рук, плеч.
Логопед: Каждая часть тела нужна человеку.
Чем мы дышим, нюхаем? -…
Чем мы дышим, едим, говорим?.
Чем мы работаем, шьем, пишем, рисуем?.
Чем мы ходим, стоим, бегаем, ходим?.
Чем мы жуем, кусаем, говорим?.
Чем мы думаем, киваем?.
4. Физкультминутка:
Под музыку играют в игру «Что мы делали не скажем, а покажем». Выбирается один ведущий, который показывает движения. Эти движения показывают дети.
После игры дети выполняют пальчиковую гимнастику:
«Солнце».
«Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало».
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя солнце).
2. «Деревья».
«Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес»
(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
«Зайчик».
«Зайка серый скачет ловко, в лапке у него морковка».
(локтем опереться на другую руку, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок).
5. Развитие просодической стороны речи:
Логопед: Люди испытывают разные чувства (эмоции) : радость, грусть, удивление, обиду, злость, страх.
Посмотрите на эти рисунки (на доску вывешиваются пиктограммы – радость, грусть, злость, страх).
- как вы думаете, какая это эмоция? (радость) правильно.
Глаза веселые, «рот до ушей»
- когда человек грустит, тогда брови, кончики губ опущены.
Где этот человек?
- А это какое лицо? Вам нравится? Оно красивое?
Этот человек чего то испугался : рот открыт, человек кричит?
«А! Боюсь!» Глаза у него становятся большими.
Затем детям раздаются наборы пиктограмм и логопед дает задание:
- покажите злого человека
- покажите радостного человека,
- покажите испуганного человека,
- покажите грустного человека.
Логопед: «- Человек в зависимости от того, какие он чувства испытывает по- разному говорит. Если ему радостно, то он говорит весело, голос у него звонкий. А если ему грустно, то и голос у него грустный. Сейчас я буду говорить разными голосами, а вы должны определить, какое у меня настроение и показать соответствующий рисунок».
Логопед произносит фразу «Ваня пошел домой» с разной интонацией, а дети показывают пиктограммы.
6. Итог занятия.
Логопед предлагает вспомнить, с чем познакомились на занятии? Какие чувства может испытывать человек и какие части лица их выражают?