Дина Шрейдер
Чек-листы в работе с детьми с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы учим ребёнка-дошкольника с умственной отсталостью лёгкой степени планированию на один-два этапа в рамках предметной деятельности, удобно делать это в том числе с помощью чек-листов, закладывая тем самым базу для дальнейшего использования чек-листов и списков в бытовой и социальной деятельности.
Первые чек-листы могут содержать картинки с изображением простых, хорошо знакомых предметов, например, пирамидки, мяча, машинки. Не больше трёх, изображения с чётким чёрным контуром и цветами, соответствующими исходным. Чек-лист представляет собой вертикальную таблицу на листе А4 из двух колонок, по три строки. С чёткими границами. Изображения помещаем в колонке с левой стороны, правые оставляем пустыми. На них ребёнок будет ставить предметы. Показываем на первую картинку и предлагаем: найди такой. (Нижележащие графы лучше закрыть плотным листом на первых этапах работы). Нашёл - сверяем, прикладывая к картинке. Такой? Такой. Ставь сюда (пальцем указываем на пустую ячейку рядом.
Темочки:
Когда ребёнок хорошо освоит работу с чек-листом такого типа, убираем лист бумаги и показываем чек-лист целиком.
После мы будем поэтапно усложнять работу. Для начала увеличим чек-лист на один предмет. Даём ребёнку время на освоение.
Потом одно из четырёх изображений окажется лишним, предмета к нему не будет. Потом предмет будет, но не соответствующий форме, цвету (например, в чек-листе жёлтое яблоко, а в корзинке красное. Такое? Нет). Потом будет два предмета, различающихся одним признаком, надо будет выбрать (в чек-листе жёлтое яблоко, а в корзинке и жёлтое, и красное. Какое)
Потом мы предложим ребёнку чек-лист, а предметы из него выложим на другом конце кабинета. Каждый раз выбираем только один предмет, строго по порядку. Предмет можно принести в ложке, привезти в машинке, прикатить пальцами, принести, ступая по дорожке с препятствиями - то есть добавляем двигательный компонент, и теперь ребёнку нужно не только понять, но и удержать инструкцию в ситуации отсроченного действия.
Освоили? Предлагаем чек-лист, расположенный горизонтально. Пустые ячейки внизу.
А теперь убираем пустые ячейки и ребёнок выкладывает предметы (их можно доставать из мешка, "покупать", искать в сенсорной коробке и т. п.) рядом на столе в той же заданной последовательности.
Потом можно поместить в чек-лист изображения, не соответствующие предметам (например, на рисунке - красная чашка, в корзине - чашка другой формы, цвета и материала).
И вот когда поставленные задачи будут отработаны и навыки усвоены, переходим к чёрно-белому изображению, а после и к символическому. Когда придёт время осваивать счёт, в чек-листы добавим графу с количеством, сперва в виде нужного количества предметов, потом точек, а потом и цифр.
Работайте с удовольствием!