Любовь Филатова
Центр литературного чтения как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению в контексте предшкольного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Публикация «Центр литературного чтения как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы [1].
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной нашей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, а через литературных героев привить интерес к школе.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью прочувствовать настроение героев произведений, умение сопереживать им [2].
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией. Изучению данного вопроса посвящено много работ. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский и др.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову. Методика проведения образовательной деятельности по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от содержания литературного материала и возраста детей. Можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя [2].
Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интеллектуальную готовность к школе через художественную литературу.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОО представляют собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Любознательность ребенка – это испытываемая им жажда познания. Удовлетворить её может специально организованное окружение. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая образовательная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге играет центр литературного чтения. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Основной принцип центра литературного чтения, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в центре литературного чтения можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
В соответствии с требованиями СанПиН (от 15 мая 2013г.) к устройству центра литературного чтения предъявляется ряд требований [2] :
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером, чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.
Существуют разные варианты оформления центра литературного чтения.
В оформлении Центра литературного чтения каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в литературном центре, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать дежурство в центре литературного чтения, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как печатаются книги. Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Рассказ воспитателя, с учетом требований ФГОС, должен отвечать следующим требованиям [1] :
- факты из жизни писателя должны быть точными и научными;
- изложение должно быть образным, интересным;
- рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы;
- рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;
- рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;
- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;
- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.
В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают, и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
В старших группах в центре литературного чтения могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.
Кроме книг, в центре литературного чтения могут находиться :
- разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.,
- альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Целесообразно устраивать в Центре литературного чтения тематические выставки книг.
Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников, книг Л. Толстого, С. Маршака и др.
Правила, которые важно соблюдать при организации выставки:
• Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.
• Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
• Выставка должна быть непродолжительной привлекательно оформлено, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
Следует иметь в виду, что дети старшего дошкольного возраста достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.
Общение воспитателя и ребенка в центре литературного чтения носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств. Например, после чтения на занятии рассказа «Филиппок» Л. Н. Толстого, перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль». Воспитатель приглашает двух-трех детей к рассматриванию иллюстраций Г. Спирина рассказа «Филиппок», обращает их внимание на то, как изображены главные герои, показывает, как изменяется с развитием сюжета мальчик. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути: ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика. Спрашивает, почему художник выбрал именно такое решение, изобразить мальчика в огромной шапке. Предлагает вспомнить, как об этом говорится в тексте. В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Рассматривание и обсуждение книги помогает точнее понять ее замысел, проникнуть в мудрую атмосферу рассказа, прикоснуться к своеобразной цветовой и графической гармонии иллюстраций Г. Спирина.
Постоянное индивидуальное общение дошкольников в детском саду с литературным и изобразительным искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создает тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще и подлинного, талантливого читателя».
Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Таким образом, учитывая выше изложенное, мы пришли к выводу, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду, развивает интеллектуальную готовность к школе, а познакомиться с художественной литературой дети могут в центре литературного чтения.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ No 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html ( дата обращения: 03.09.2015).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. No 272-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013 г., за исключением отдельных положений) [Текст]. – М. : КНОРУС, 2013. – 176 с.